News

Замечания и предложения на проект Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в 2012 году»

Опубликовано: 20/08/2013

Автор: Нина Поправко

На заседании Общественного совета Министерства природных ресурсов адвокат «Беллоны» Нина Поправко представила замечания к Государственному докладу об экологической обстановке в России за 2012 год.

Ознакомившись с проектом Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в 2012 году» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, считаю важным отметить следующее.

На протяжении последних лет экологическая ситуация в Российской Федерации практически не улучшается. В ряде регионов и городов страны наблюдается нарастание остроты экологических проблем, разрешение которых зависит от законов и нормативно-правовых актов в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и эффективности функционирования экологического контроля (надзора).

С учетом этой позиции, полагаю важным внесение следующих замечаний и предложений в раздел «Государственное регулирование в области охраны окружающей среды» проекта Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в 2012 году» (далее – Доклад).

1. Российское экологическое законодательство не полностью гармонизировано с нормами международного права. В частности, планировалось, что Российская  Федерация в 2012 году присоединится к конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (далее – Орхусская конвенция) и ратифицирует Конвенцию ЕЭК ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (далее – Эспо конвенция). Однако, несмотря на поручения президента РФ по данным конвенциям, в 2012 году это не было выполнено.

Предложение: включить в Доклад информацию о том, по каким причинам   Российская Федерация не присоединилась к Орхусской конвенции и не ратифицировала Эспо конвенцию в 2012 году, и в какие сроки будут приняты соответствующие решения.

2. В Докладе отмечается, что во исполнение Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принято постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 1193 «Об утверждении перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора».

Следует отметить, что в силу внесенных изменений, государственный экологический контроль фактически заменен на экологически надзор, включающий 14 видов надзора, под которым понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений.

Исходя из видов надзора, речь идет не только о контроле (надзоре) в области охраны окружающей среды объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, но и за деятельностью по рациональному природопользованию.

Однако в вышеназванном законе четкая регламентация и разграничение полномочий по государственному экологическому контролю (надзору) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, отсутствуют.

Например, полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора обладают только федеральные органы исполнительной власти (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Правом экологического надзора также наделены Росрыболовство, Россельхознадзор, Рослесхоз и др.

В последнее время характерна тенденция передачи полномочий по экологическому контролю (надзору) с федерального уровня на уровень субъектов федерации. Однако не все субъекты, особенно дотационные, способны исполнять эти полномочия, т.к. передача полномочий на региональный уровень в нарушение федерального законодательства, фактически происходит без передачи финансовых средств на их осуществление.

Предложение: включить в Доклад информацию о том, когда на законодательном уровне планируется принять нормативно-правовой акт, закрепляющий критерии и процедуру отнесения объектов к полномочиям федерального государственного экологического надзора и объектов надзора на уровне субъектов Российской Федерации.

3. Эффективность механизма государственного экологического контроля (надзора) обеспечивается через активное взаимодействие с такими механизмами как экологическая экспертиза для особо опасных объектов, плата за негативное воздействие на окружающую среду, экологический мониторинг, экологическое нормирование, возмещение вреда, причиненного окружающей среде и др.

В настоящее время отсутствуют правовые механизмы по обязательному экологическому страхованию, экологическому аудиту, нормированию качества окружающей среды, внедрению наилучших доступных (существующих) технологий, поэтапному сокращению воздействия на окружающую среду, что не позволяет обязать природопользователей уделять больше внимания решению экологических проблем и делает государственный надзор в данной сфере малоэффективным.

Многие из вышеперечисленных экологических инструментов получили дальнейшее развитие в готовящемся к принятию во втором чтении проекте федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». Однако на заседании Совета Государственной Думы Российской Федерации 13.02.2012 года было принято решение изменить срок предоставления поправок.

Предложение: включить в Доклад информацию о том, в какие сроки планируется принятие соответствующего закона.  

4. До настоящего времени остается неурегулированным вопрос ликвидации накопленного экологического ущерба, который требует принятия соответствующего закона.

Предложение: включить в Доклад информацию о том, что препятствует принятию закона о накопленном экологическом ущербе, и в какие сроки он будет принят.

5. В подразделе «Государственный экологический надзор» Доклада на стр. 410  приведена табл. 55 «Некоторые результаты проверок при осуществлении государственного федерального экологического надзора», со статистикой о наложенных суммах штрафа органами надзора. Как показывает практика, сумма наложенного штрафа не всегда взыскивается с нарушителя в предъявляемых размерах, а иногда, вообще не взыскивается.

Предложения: указать, в каком размере взыскан административный штраф с нарушителей по результатам проверок. Привести данные о прокурорском надзоре с указанием статистики по зарегистрированным экологическим преступлениям и привлечению физических лиц к уголовной ответственности.  

6. В законодательстве отсутствуют механизмы целевого использования средств, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации по результатам государственного экологического надзора федерального и регионального уровней, а также в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду. К тому же, финансовые средства, поступающие в бюджеты всех уровней в виде штрафных санкций за нарушения требований природоохранного законодательства, направляются не на компенсацию причиненного ущерба и выполнение природоохранных мероприятий, а на погашение дефицитов соответствующих бюджетов. При этом следует отметить, что в Федеральном законе от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на охрану окружающей среды из федерального бюджета выделяется лишь 0,2 % его расходной части.

Предложения: внести в Доклад рекомендации о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в части увеличения расходной части федерального бюджета на охрану окружающей среды.