News

Опасный проект, угрожающий природе Татарстана, будет скорректирован?

Опубликовано: 02/08/2013

Автор: Игорь Ядрошников

Необычная история произошла на общественных слушаниях в Казани, где рассматривался очередной «проект века» – строительство высокоскоростной железной дороги Москва – Казань – Екатеринбург (ВСМ-2). ОАО «Скоростные магистрали», занимающееся проектом, заявило, что откорректировало рекомендованный маршрут пролегания трассы для того, чтобы не затронуть особо охраняемые природные территории.

Незадолго до слушаний, прошедших 30 июля, прозвучали высказывания высоких татарских чиновников, которые дали понять, что все уже решено, и мнение общественности и экологов ничего не изменит. К примеру, 27 июня Министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин заявил: «Судя по проекту, который докладывался в Москве, это единственный коридор, через который трасса сегодня может пройти… вопрос, по всей видимости, во многом решен».

Основной «рекомендованный» вариант трассы предполагает прокладку путей через Волжско-Камский биосферный заповедник, внесенный в систему биосферных резерватов ЮНЕСКО. Остальные представлявшиеся ранее варианты также проходят через ООПТ, что запрещено действующим законодательством РФ.

Однако слушания ознаменовались сюрпризом, о котором, в частности, рассказала одна из участниц слушаний Н. Бектемирова: «вдруг объявили, что помимо «рекомендованного» появился некий «скорректированный» вариант, который не затрагивает федеральные ООПТ и городской лес Лебяжье, а задевает лишь один региональный заказник».

К сожалению, детально рассмотреть данный исправленный маршрут на карте не удалось. Нет и иных документов, которые подтверждали бы слова проектировщиков. Остается надеяться на честное слово ОАО «Скоростные магистрали» и ждать официального подтверждения.

Нельзя исключать, что откорректированный вариант появился, чтобы успокоить общественность до той поры, пока не примут уже рассматриваемые в Госдуме поправки в законодательство. Есть сведения, что депутаты уже готовят закон «регулирующий налоговые и земельные отношения, возникающие при реализации проектов ВСМ». Опыт у наших чиновников в этом плане уже богатый. Схема довольно хорошо отработана на проектах Олимпиады в Сочи, подготовки к АТЭС во Владивостоке и пр., которые сопровождались специально для них разработанными изменениями в законодательстве страны.

В связи с произошедшим хочется напомнить, что уже не раз даже на самом высоком властном уровне поднимался вопрос об необходимости учета мнения общественности при принятии значимых решений. В частности, не раз уже говорилось о том, что Россия должна наконец присоединиться к международным соглашениям, регламентирующим подобные взаимоотношения власти и общества. В первую очередь речь идет о присоединении к Орхусской конвенции, что, судя по высказываниям руководства страны, могло бы произойти уже этой осенью.