News

Россия заявила о поддержке энергии солнца и ветра…

Опубликовано: 31/07/2013

Автор: Ксения Вахрушева

Правительство России подписало постановление о механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Однако эксперты ряда российских НКО к данному документу отнеслись без большого оптимизма.

Государство – гарант закупок ВИЭ

Постановление утверждает Правила определения цены за единицу мощности электростанции, функционирующей на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), по которой будут заключаться долгосрочные договоры на поставку электроэнергии на оптовом рынке.

Правилами определения цены предусматривается заключение оптовых договоров на поставку мощности на конкурсной основе. Конкурсы будут проводиться ежегодно, начиная с сентября 2013 года, отдельно для каждой технологии ВИЭ – фотоэлектрического преобразования энергии солнца, использования энергии ветра и потоков воды. Надо заметить, что на генерацию электроэнергии из биомассы данная система стимулирования не распространяется. Договор будет заключаться сразу на 15 лет с целью гарантировать спрос производителям энергии на основе ВИЭ.

Коммерческий оператор, проводящий конкурс, размещает информацию об очередном конкурсе один раз в год в сети Интернет с перечнем установленных постановлением правительства требований к участникам.

Предполагается, что в конкурсе может участвовать проект строительства объекта генерации на основе ВИЭ, который ранее не участвовал в конкурсах на оптовом рынке. Отсроченная дата поставки электроэнергии может достигать 3 лет. Максимальная величина мощности, которая будет «разыгрываться» на конкурсах, устанавливается правительством РФ и сейчас составляет 6 ГВт.

Компенсировать инвестору капвложения

В постановлении определяется порядок расчета цены на мощность по таким договорам, чтобы она компенсировала инвестору капитальные вложения на строительство генерирующего объекта и обеспечивала бы ему норму доходности в размере 14% до 2015 года и 12% после 2015 года. В расчет цены включаются разность плановой величины капитальных затрат и величины бюджетных субсидий в отношении данного генерирующего объекта (в случае, если субсидия выделяется), нормативные удельные эксплуатационные расходы, устанавливаемые правительством, и расчетная сумма налога на имущество.

В расчете применяется ряд коэффициентов, которые могут понизить или повысить итоговую сумму. Один из важных – это коэффициент локализации, отражающий количество деталей для строительства объекта генерации, произведенных в России. Чтобы коэффициент равнялся единице, необходимо достичь целевых показателей степени локализации, прописанных в основных направлениях государственной политики.

Таким образом, цена по договору на поставку мощности будет выше для тех объектов, технологические узлы для которых были произведены на территории России. Эта мера предполагает стимулирование собственного производства.

Еще один коэффициент отражает учет прибыли с оптового рынка электрической энергии по истечении срока окупаемости и до окончания срока службы генерирующего объекта. Он равен 0,9 для объектов ветро- и гидрогенерации и 0,99 для объектов солнечной генерации. Также существует коэффициент загрузки мощности. В соответствии с ним цена договора пересчитывается каждый год в зависимости от загрузки электростанции в прошедшем году и плановой загрузки мощности. Он варьируется от 0 (если электростанция была загружена менее чем наполовину) до 1 (если электростанция была загружена на 75% и более). Также формула расчета учитывает потребность электростанции в электроэнергии для собственных нужд – коэффициент для всех видов генерации равен 1,005.

Ошибочные решения?

Однако, по оценкам некоторых специалистов (www.smartgrid.ru), коэффициент локализации способен тормозить технологический прогресс в России, поскольку зафиксированные в постановлении технологии уже на сегодняшний день не являются самыми передовыми (например, кремниевые фотоэлементы). А процедура внесения изменений в постановление не способна обеспечить своевременное отражение научного прогресса в области технологий ВИЭ.

Тем не менее запланировано, что к 2018 году ветропарки должны будут на 65% состоять из деталей отечественного производства, объекты солнечной энергетики – на 70%, малые ГЭС – на 65%.

Планы большие

Одновременно с постановлением правительства были внесены изменения в Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования ВИЭ на период до 2020 года. Так, были повышены целевые показатели ввода новых генерирующих мощностей на основе ВИЭ, установлены целевые коэффициенты локализации, а также установлены предельные величины капитальных затрат на возведение 1 кВт установленной мощности генерирующего объекта.

К 2020 году планируется ввести в эксплуатацию ветропарков общей мощностью 3,6 ГВт, солнечных электростанций общей мощностью 1,52 ГВт и малых ГЭС общей мощностью 0,751 ГВт. Для объектов ветроэнергетики целевой показатель на 2014 год составляет 35%, для объектов, использующих энергию солнца, – 50%, для объектов малой (мощностью менее 25 МВт) гидроэнергетики – 20%.

Предполагается также, что предельные величины капитальных затрат на строительство 1 кВт установленной мощности генерирующего объекта будут незначительно снижаться. Для ветропарков – со 116 451 руб. за кВт установленной мощности в 2014 году до 103 157 руб. за кВт в 2020 году, для объектов солнечной энергетики – с 65 762 руб. за кВт установленной мощности в 2014 году до 65 368 руб. за кВт в 2020 году, для малых ГЭС эта величина останется неизменной на уровне 146 000 руб. за кВт. Эти величины послужат основой для расчета компенсационной цены за единицу мощности для проектов ВИЭ по новым правилам.

Реальные киловатты дороже

Реальны ли установленные правительством планки – вопрос открытый. Например, строительство малой ГЭС мощностью около 23 МВт в Республике Карелия на реке Кемь обходится компании ЗАО «Норд Гидро» в 4 260,64  млн руб., т. е. 185 245 руб. за кВт. Это довольно существенно – на 26,9% – превышает установленный правительством норматив капитальных затрат, что означает, что если компания захочет воспользоваться новой системой поддержки, то все равно не сможет полностью компенсировать вложенные средства.

Другой пример – строительство солнечной электростанции в Белгородской области. В 2010 году на возведение такой станции с пиковой мощностью 100 кВт было потрачено 22 млн руб., т. е. 220 000 руб. за кВт, что почти в 3,5 раза выше, чем рассчитанный правительством РФ показатель. В целом утвержденная система хоть и является шагом навстречу поддержке развития ВИЭ в России, скорее всего, она не способна радикально изменить ситуацию.

Процедура присоединения к единой энергосети пока не действует

Особенно принимая во внимание низкую эффективность предыдущего шага по стимулированию ВИЭ – компенсацию затрат на присоединение к единой энергосети квалифицированных объектов ВИЭ. С момента принятия другого документа – Постановления Правительства РФ от 3 июня 2008 г. № 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии» – на сегодняшний день в России квалифицировано всего три объекта генерации: малая ГЭС в Республике Карелия (4,8 МВт); мини-ТЭЦ, работающая на биомассе, в Вологодской области (6 МВт); биогазовая электростанция в Белгородской области (2,4 МВт).

При большом количестве проектов по строительству электростанций на основе ВИЭ три объекта, осиливших процедуру квалификации для компенсации затрат на присоединение к единой энергосети, говорят об одном: официально утвержденная система стимулирования не действует.

Сомнительные меры поддержки

Установленная правительством новая процедура стимулирования представляется сложной с бюрократической точки зрения. А выбранный механизм поддержки через компенсацию гарантированной мощности – самым неэффективным из возможных для объектов генерации на основе ВИЭ. Дело в том, что отличительная особенность ВИЭ – невозможность гарантировать постоянную мощность круглосуточно и круглогодично.

С этой точки зрения удобнее и эффективнее компенсировать часть тарифа на продажу 1 кВт/час электроэнергии или осуществлять прямые государственные инвестиции при строительстве генерирующих объектов. В первом случае электростанции не нужно будет брать на себя обязательств по предоставлению постоянной величины мощности, а компенсация будет напрямую зависеть от количества выработанной и проданной электроэнергии, которая может варьироваться от сезона и времени суток.

Эта система используется во многих европейских странах (так называемый feed-in-tariff). Прямые государственные субсидии, если они распределяются через конкурс, также используются в некоторых странах, например, в Норвегии, для стимулирования развития ВИЭ. Гарантированные договоры на предоставление мощности, выбранные российским правительством, хоть и являются положительным фактором для развития ВИЭ с точки зрения их долгосрочности, но не устанавливают четкой взаимосвязи между размером компенсации и количеством выработанной электроэнергии.