News

Пока органы разбираются с земельным мошенничеством, население сносит заборы

Опубликовано: 23/05/2013

Жители поселка Лебяжье Ленинградской области вместе с экологами борются с противозаконной передачей земель в рекреационных, водоохранных зонах и на территориях заказников под коттеджную застройку. Общественность добилась проведения широкомасштабной прокурорской проверки, открытия нескольких уголовных дел и арестов главных организаторов беззакония – местных чиновников.

Владимир Грязневич

Однако расследование затягивается, переданным под застройку земельным участкам не возвращают их охранный статус. Общественники опасаются, что дело спустят на тормозах, поскольку основной состав исполнителей преступных схем в районной и муниципальной администрациях сохранился без изменений, несмотря на аресты организаторов.

С июля прошлого года правоохранительные органы расследуют крупную аферу с земельными участками в МО Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области. Как можно судить по материалам следствия, группа лиц, связанных с администрацией Ломоносовского района, на протяжении последних лет реализовала мошенническую схему продажи земельных участков. Злоумышленники находили инвалидов, имеющих право на льготное (без конкурса и по низкой цене) приобретение земельных участков для строительства жилья. Вскоре после того, как администрация Ломоносовского района принимала решение о выделении участков инвалидам, эти земли перепродавались третьим лицам, зачастую в 15 – 50 раз дороже (по рыночным ценам).

«Инвалидная» афера

Как следует из показаний инвалидов, некие люди предлагали подзаработать на продаже положенной им по статусу земли. Все оформление эти люди брали на себя – для чего инвалиды, по их просьбе, оформляли им генеральные доверенности с правом продажи. За это инвалидам платили несколько тысяч рублей. Помимо прочих нарушений законов, участки под застройку выделялись в рекреационных, водоохранных зонах и на территориях заказников «Лебяжий» и «Охраняемый природный ландшафт «Поляна Бианки». Что, разумеется, запрещено законом. Тем более что эти территории частично располагаются в пределах поселка городского типа «Лебяжье», и их охранный статус зафиксирован в действующем Генплане поселка.  По представлению прокуратуры Ломоносовского района, в которую обращались местные жители, экологи, Следственный отдел ОМВД России по Ломоносовскому району возбудил несколько уголовных дел по статье 159 УК РФ «мошенничество». Расследование еще не завершено.

Масштаб аферы огромен (в областной прокуратуре его назвали «впечатляющим»). По их информации, зафиксировано около 750 случаев сомнительных продаж земельных участков по «инвалидной схеме».

Местных инвалидов не хватало, и их привлекали из Санкт-Петербурга и Новгородской области. Что, разумеется, нарушало закон о льготном выделении земли (льготы должны предоставляться местным жителям, стоящим в очереди на жилье). Нарушений вообще была масса. Так, во многих случаях инвалиды даже не писали заявления в администрацию с просьбой выделить землю. За них это делали лица, на которых были выданы доверенности. Зафиксированы случаи, когда заявления предоставлялись от имени уже умерших инвалидов. Некоторые участки выделялись инвалидам по 160 тысяч рублей за 15 соток, а потом продавались третьим лицам (иногда на аукционах) по цене от 2,5 до 9,5 млн рублей. «Таким образом, – говорит житель Лебяжьего Александр Сенотрусов, – за 2,5 года деятельности главы администрации Ломоносовского района Евгения Устинова по этой схеме было получено около 4 млрд рублей».

Прокуратура, наконец, вмешалась

Продажа участков в охранных зонах длилась примерно с начала 2010 года, об этом знали все, общественники жаловались во все инстанции, но правоохранительные органы не вмешивались. Дело сдвинулось с мертвой точки только после смены прокурора Ленинградской области в конце 2011 года. Полгода прокуроры изучали материалы, полученные от общественников, и летом 2012 года начали, наконец, принимать меры.

В июле 2012 года прошла широкомасштабная проверка в администрации Ломоносовского района, проведенная областной прокуратурой совместно с Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. По результатам проверки в начале августа были возбуждены первые четыре уголовных дела (потом их число значительно увеличилось). Два – по статье «Мошенничество», в связи с продажей земельных участков, одно – по статье «Злоупотребление полномочиями», поводом для которого стали нарушения в сфере ЖКХ, еще одно – по статье «Вымогательство» (несколько сотрудников администрации района пытались за бесценок завладеть компанией-перевозчиком). Три первых дела возбудили против «неустановленного круга лиц». Четвертое – лично против Евгения Устинова, который после обыска в его квартире (с участием ФСБ) был сначала задержан, а потом арестован и до сих пор находится под стражей.

В качестве подозреваемых привлечены еще два руководящих работника – заместитель председателя совета депутатов и главы Ломоносовского района Евгений Черняев (также арестован) и глава МО Лебяженское городское поселение Юрий Захарчук (находится в бегах и объявлен в федеральный розыск). Как сообщали в областной прокуратуре, в ходе расследования проверяются на причастность к правонарушениям также руководители районной Кадастровой палаты и районного отдела Росреестра.

Расследование затягивается

По словам Сенотрусова, следствие сейчас разрабатывает около 420 эпизодов. 10 дел об отмене решения о предоставлении участков инвалидам уже переданы в суд. Два из них следствие уже проиграло – суды признали выделение земли законным. Остальные судебные процессы, как утверждают общественники, подозрительно затягиваются, и они опасаются, что дела закончатся ничем. Они объясняют свои подозрения тем, что, несмотря на аресты руководителей, основной состав районной администрации сохранился. «Люди, которые осуществляли хищническую распродажу земли в районе, остались на своих постах», – говорит Сенотрусов. Не произошло изменений и в администрации МО Лебяженское городское поселение, на территории которого (расположенной на берегу Балтики на протяжении 46 км между Большой Ижорой и городом Сосновый Бор) в основном и предоставлялись земельные участки. Более того, лебяженские депутаты написали уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину письмо в защиту своего главы – скрывающегося от следствия Юрия Захарчука. В своем обращении депутаты-единороссы перечисляют заслуги Захарчука перед жителями Лебяжьего, В. В. Путиным и «Единой Россией» и сетуют на «происки оппозиционных сил».

Муниципалы хотят узаконить произвол

Казалось бы, после появления уголовных дел по земельным махинациям, ареста Устинова и привлечения к делу Захарчука, муниципальные власти должны были бы начать процесс возвращения земли. Вместо этого в декабре 2012 года были приняты Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), в которых территории, где располагаются проданные участки, объявлены зоной малоэтажной жилой застройки. То есть, муниципальные власти, очевидно, стремятся задним числом узаконить застройку охраняемых природных территорий.

Наверно по этой же причине в феврале 2013 года муниципалы сдали в правительство Ленобласти на экспертную оценку Генплан МО Лебяженское городское поселение, где продублированы одиозные пункты ПЗЗ. Пока что комитеты правительства Ленинградской области наложили вето на Генплан, в том числе из-за того, что он нарушает природоохранное законодательство на территориях заказников «Лебяжий» и «Поляна Бианки». А общественная экологическая организация «Зеленый мир» месяц назад подала иск в Ломоносовский районный суд с просьбой признать незаконными положения ПЗЗ, объявляющие зоной жилой застройки территории заказников, рекреационных и водоохранных зон.

Общественники действуют… под защитой полиции

19 мая экологи, активисты и журналисты осмотрели ряд скандальных участков, расположенных на живописном берегу Балтийского моря. Оказалось, что ни один из них еще не застроен. Правда, по словам местных жителей, некоторые собственники начали огораживать приобретенные территории заборами. Общественные активисты, не дожидаясь решений судов (да и не рассчитывая на объективность рассмотрения) начали самостоятельно бороться с попытками застроить участки. В конце прошлого года они стали демонтировать заборы, ограждающие участки. В начале мая был разобран очередной стальной забор, длиной 160 метров, на территории заказника «Поляна Бианки». Активисты аккуратно сложили секции забора и сваи у заброшенного сарая. «Чтобы нас не обвинили в присвоении чужой собственности, – пояснил один из участников акции. – Кстати, на нашу сторону неожиданно встала полиция. Когда владелец ограды вызвал наряд, полицейские попросили его сначала доказать, что забор действительно был, а потом уже и обращаться». Правда, протесты жителей не всегда столь корректны – некоторое время назад кто-то поджег магазин, принадлежащий  главе поселения, также на счету протестантов сожженные бытовки строителей.

Защитники берегов настроены решительно

«Социальная температура такова, что еще один забор – и будет бунт или физическое насилие в отношении тех, кто считает себя добросовестными приобретателями», – комментирует настроение местных жителей Александр Сенотрусов. На которого, кстати, уже было совершено покушение. Через четыре дня после того, как борец с коррупцией в декабре 2011 года передал новому областному прокурору пакет документов о злоупотреблениях чиновников, на него напал с битой рабочий, делавший ремонт в одной из квартир Юрия Захарчука. Сенотрусов отбился, как он считает, только потому, что в молодости служил в спецназе. Уголовное дело по нападению заведено было, но расследуется очень странно.

«Периодически мне звонит дознаватель и спрашивает, есть ли новости», – недоумевает Сенотрусов. Пока власть в районе не сменится, ждать другой реакции от силовых структур не приходится, уверен он. Правда, в последнее время появилась небольшая надежда – в связи с недавней очередной сменой руководства прокуратуры Ломоносовского района.

«Новые руководители пришли из других регионов и никакого отношения к нашим событиям они не имеют», – оптимистично комментирует ситуацию Сенотрусов. Впрочем, он отмечает их пассивность, вероятно связанную с отсутствием четкой позиции областного руководства.

Активисты намерены продолжать борьбу. Сенотрусов и его единомышленники верят, что изменить ситуацию сможет прецедент: «Необходимо отбить в суде несколько наиболее вопиющих случаев захвата участков, и тогда все остальные сделки уже не будут казаться столь железобетонными».