News

Россия не жмет на газ

Опубликовано: 15/04/2013

Автор: Александра Николаева

У пассажиров общественного транспорта Калифорнии особой популярностью пользуются автобусы с принтом в виде птички колибри, зависшей над цветком. Во-первых, они ходят бесшумно и плавно. Во-вторых, такой автолайнер не чадит, поскольку продуктами сгорания водородного двигателя этого автобуса являются водяной пар и тепло. В течение года мне довелось добираться до университета на таких автобусах...

480 км – за 50 долларов

В 1970 году ученый Джон Бокрис впервые использовал термин «водородная экономика», подразумевая, что в будущем все автомобили будут использовать водород в качестве топлива. Важный шаг в будущее был сделан с изобретением топливного элемента на водороде, который сейчас используется в большинстве водородных авто. Он преобразовывает водород в энергию, необходимую для работы автомобиля. Это совершенно новая технология, усовершенствованием которой сейчас занимаются во многих исследовательских институтах во всем мире. Но и обычные автомобили с двигателем внутреннего сгорания могут быть переоборудованы для работы на водороде.

По данным Министерства энергетики США, переход легкового автотранспорта на водородное топливо позволит сократить выбросы парниковых газов минимум вдвое. Даже с учетом сопутствующих процессов производства топлива, которые вносят свой вклад в загрязнение окружающей среды. Однако сейчас решается и эта проблема. Производство водорода может осуществляться прямо на заправочных станциях, оснащенных солнечными батареями. В таком случае выбросы в атмосферу отсутствуют вообще. Ожидается, что стоимость топлива будет составлять от $2,75 за килограмм водорода. Сейчас же, по словам Ричарда Энгла, главного инженера Schatz Energy Research Center в университете Гумбольдта (Калифорния), затраты на топливо приблизительно равны.

– Компания Toyota предоставила нам для тестирования два экспериментальных автомобиля, – говорит Ричард Энгл. – Сейчас мы тратим около 10 долларов за килограмм водорода. Общий объем четырех баков составляет 156 литров, а расход топлива – один килограмм на 60 миль. Чтобы доехать от нашего исследовательского центра до Сан-Франциско (а это примерно 300 миль, или около 480 километров), хватает одной заправки. Таким образом, затраты на топливо составляют примерно 50 долларов – ровно столько же, сколько бы мы заплатили за бензин, учитывая расход топлива на обычной Тойоте той же конфигурации, что и модель на водороде.

Есть еще одно несомненное преимущество водорода над бензином. Использование альтернативного топлива позволит мировому сообществу добиться энергетической независимости, значительно сократив потребность в импортной нефти. А России – простимулировать переориентацию экономики страны на несырьевые ресурсы.

Водородное банкротство

Казалось, что в России начала 2000-х в развитии новой технологии заинтересованы все: бизнес в лице ГМК «Норильский никель» и компании «Интеррос», ученые РАН и государство. Как известно, еще в ноябре 2003 года председатель правления ГМК «Норильский никель» Михаил Прохоров и президент РАН Юрий Осипов подписали генеральное соглашение о сотрудничестве между Российской академией наук и компанией «Норильский никель», за которым последовало создание Национальной инновационной компании «Новые энергетические проекты» (ООО «НИК НЭП»). «Норильскому никелю» в этом проекте принадлежали 76% от уставного капитала. Складывалось впечатление, что, несмотря на разные интересы, «лебедь, рак и щука» все же договорились о том, в какую сторону тянуть водородный воз.

«Но для того, чтобы коммерциализировать теоретические разработки, сначала предстояло создать законодательную и нормативно-правовую базу, – комментирует ситуацию исполнительный вице-президент Некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация водородной энергетики» Александр Раменский. – Без гармонизации стандартов, выпущенных Международной организацией по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссией (МЭК), внедрение водородных технологий встречает большие затруднения. Мы просто не сможем построить водородные заправочные станции и эксплуатировать даже опытные образцы водородных автомобилей».

Однако в 2008 году, после того как Михаил Прохоров покинул свой пост, финансирование дочерней компании прекратилось и ее объявили банкротом, не выплатив при этом исполнителям по контрактам, в числе которых значилась также и «Национальная ассоциация водородной энергетики», около 100 миллионов рублей. Ученые же теперь, вместо занятий научными исследованиями, пытаются доказать в суде, что банкротство компании было преднамеренным. Что «Норильский никель» таким образом пытается уйти от ответственности за оплату выполненных и осуществленных контрактов. Всего же, согласно ежегодному отчету компании, к 2007 году на водородные технологии «Норильский никель» потратил около 300 миллионов долларов. Этих денег бы хватило, чтобы построить более ста водородных заправочных станций на территории России…

Олимпийская столица отказалась от автобусов на водороде?

На этом история водородных банкротств, увы, не заканчивается. В 2007 году, в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи, мэр города Виктор Колодяжный (в настоящий момент руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю) подписал протокол о сотрудничестве с компанией ETIRC (European Technology and Investment Research Center).

Предполагалось, что компания предоставит технологии по конвертированию бензиновых двигателей на водородные, а также поможет построить топливные хранилища и заправки в Сочи.

Однако в настоящий момент никаких упоминаний о водородных проектах в Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта нет. В Управлении транспорта и связи города Сочи на запрос информации о судьбе подписанных контрактов не ответили.

Стоит взглянуть на историю компании, с которой администрация Сочи планировала сотрудничество в области новых технологий, ETIRC Aviation. Ее генеральный директор Рул Пипер собирался также построить авиазавод в Ульяновске по выпуску сверхлегких реактивных пассажирских самолетов. Но компания, несмотря на выданные российскими банками кредиты, не смогла справиться с тяжестью финансового кризиса и в 2008 году объявила о банкротстве. Интересно то, что российский банк одобрил выдачу кредита в тот момент, когда на компанию Пипера уже было подано несколько исков за невыполненные заказы, и ее финансовое положение на рынке было весьма нестабильным.

По словам Александра Раменского, администрация будущей олимпийской столицы перестала интересоваться водородной тематикой. Специалисты НП НАВЭ несколько раз направляли официальные письма с вопросом о начале реализации водородных проектов, но в ответ им приходили только сообщения о важности и актуальности разработанных ими предложений и о том, что вопрос все еще рассматривается…

2015 год: приход водородных авто

В мире промышленный выпуск автомобилей на водородном топливе начнется через несколько лет. Компания Toyota уже объявила о своем плане начать продажи в 2015 году, преимущественно в Калифорнии, где к этому моменту уже должны быть построены 68 водородных заправочных станций. Ведь правительство Калифорнии, оценив достоинства водородного транспорта, предоставляет субсидии в размере 50-70% от первоначальных затрат для переоборудования обычных АЗС и установки на них хранилищ для водорода и компрессоров. Субсидии выделяются и на строительство новых станций. Другие автопроизводители, такие как Honda и BMW, также подтвердили, что работают над созданием водородных автомобилей.

Со вступлением России в ВТО и снижением таможенных пошлин на ввоз автомобилей из-за границы российская автопромышленность окажется в непростой ситуации. Цены на иностранные модели упадут, и выбор покупателя, скорее всего, окажется не в пользу российских марок. В случае же с автомобилями на водородном топливе выбирать не придется вообще, поскольку к моменту начала продаж в 2015 году российские автопроизводители просто не смогут предложить альтернативу.

Заинтересованы ли будут иностранные компании поставлять на российский рынок инновационные модели – другой вопрос, поскольку заправлять такие машины тоже пока что будет негде. Однако вполне возможно, что производители смогут решить и эту проблему, открыв, например, собственные заправочные станции. Такой вариант развития событий кажется наиболее вероятным, тем более что с законодательной точки зрения дорога для водородного транспорта в России уже открыта.

К слову, в конце марта 2013 года в Москве, в гостинице «Балчуг Кемпински Москва», состоялась первая в России ежегодная конференция «Водород 2013». На ней, в числе прочих, были подняты вопросы развития водородного транспорта в России.