News

Индейцы против экскаваторов

Опубликовано: 27/02/2013

Автор: Игорь Ядрошников

Строительство ГЭС «Бело Монте» (BeloMonte) в Бразильской Амазонии - один из самых широко известных в мире наглядных примеров конфликта между политикой «ускоренного экономического развития» и природоохранными принципами, а также интересами населения.

Кстати, эту историю можно сравнить с ситуацией вокруг Богучанской ГЭС, которая, к сожалению, крайне малоизвестна и в России, а тем более в других странах.

Целый комплекс гидротехнических сооружений должен изменить до неузнаваемости бассейн реки Кшингу (Xingú), протекающей через штат Пара. К 2015 году здесь должна появиться плотина, которая станет третьей в мире по величине. Стоимость проекта – 11 миллиардов долларов. Проектная мощность составит около 11,5 тысячи мегаватт. Впрочем, эксперты уже сейчас высказывают опасения, что выйти на заявленную мощность ГЭС не сможет. Однако, об этом позже.

Проект предполагает сооружение двух плотин, двух гигантских каналов (которые вберут в себя 80 процентов реки Шингу), обширной системы дамб. Будет затоплено 668 км2, из которых 400 км2 – это уникальный амазонский лес. В целом проект затронет площадь в 1500 км2. В ходе строительства будет вырыто и перемещено больше земли, чем при сооружении Панамского канала! Около 40 000 человек будут вынуждены покинуть свои дома из-за затопления или пострадают от иных последствий строительства.

Бассейн реки Шингу пока еще остается важной в глобальном смысле экосистемой, с богатым биоразнообразием видов растений и животных. Это дом более чем 25000 индейцев из 18 этнических групп, и все они напрямую зависят от сохранности этой территории. Основу их рациона составляет рыба, дополняемая охотой и собирательством. Реки служат также и основными транспортными путями.

По словам Зе Карлоса Арара, вождя народа Арара: «Река для нас все. Что бы мы ни делали – мы зависим от реки. Выйти на прогулку, повидать родителей, найти помощь при болезни – везде нужна река. Если появится плотина, куда мы пойдем, как найдем помощь? Мы не хотим видеть реку перекрытой, а наших родителей умирающими в безделии. Мы не хотим, чтобы река оставалась историей, легендой – она нужна нам, нашим детям и внукам живая!».

При этом мнение местных жителей мало кого интересует. По существу, они лишены права определять свою судьбу, защищать свою Родину. Уже не раз это приводило к столкновениям (пока достаточно мирным) индейцев и строителей. Летом прошлого года протест разгорелся не на шутку, и в июне протестующие прорвались на место строительства. В августе суд приказал немедленно приостановить строительство на время проведения консультаций с коренными жителями. Через две недели это решение было отменено Верховным Судом, что чрезвычайно возмутило индейцев, и в октябре 2012 года 150 охотников и рыбаков вновь оккупировали стройку, остановив строительство на 10 дней.

Международные соглашения и бразильские законы требуют, чтобы проекты подобные «Бело Монте» обязательно обсуждались перед их утверждением. В данном случае правительство страны утверждает, что все формальности были соблюдены, и согласие достигнуто с 2007 по 2010 год в ходе более чем 30 встреч и заседаний. Между тем, представители коренного населения в корне не согласны с таким подходом.

Местный епископ, правозащитник Эрвин Краутлер так отозвался о позиции властей: «коренные народы ни разу не были услышаны. Некоторые встречи проводились просто только для того, чтобы сообщить людям о начале строительства. Тем, кто отстаивал негативную позицию по строительству ГЭС представители FUNAI (Национальный индейский фонд) заявили, что слушания по влиянию проекта на природу пройдут позже. Но они так и не были проведены».

По всей видимости, властям просто нечего сказать местным жителям, которых приносят в жертву неким «общегосударственным интересам». Очевидно, что никакие плюсы от создания плотины не смогут компенсировать громадные потери сельскохозяйственных угодий, речных и лесных ресурсов. Такие мега-проекты медленно, но верно уничтожают коренное населения через целый комплекс проблем, связанных с болезнями, потерей возможности добывать пропитание и питьевую воду, разрушением культуры и социальных связей. Это не просто слова, а факты, подтвержденные, в частности, исследованиями Всемирной комиссии по плотинам и Международного союза охраны природы.

За печальным опытом не надо далеко ходить — есть печальный опыт строительства ГЭС на бразильской же реке Журуэна (Juruena), которая поставила на грань выживания племя Энавене-Наве. Властям пришлось даже разрабатывать план оказания чрезвычайной помощи, включающий поставку им искусственно выращенной рыбы. Строительство в 70-е и 80-е годы ХХ века ГЭС в бразильских штатах Пара́ и Амазонас вызвали затопление обширных районов, привели к уничтожению многих населенных пунктов, росту бедности и голоду у коренного населения, разрушению культуры и социальных связей. В 1989 году Национальный институт по исследованию Амазонии объявил об «экологической смерти» реки Уатума́, на которой была построена ГЭС Балбина.

К слову о негативных социально-демографических последствиях — строительство еще в самом разгаре, а местные общины уже пожинают его «горькие плоды», связанные с технологической опасностью, проституцией, наркоторговлей и пр.

21 февраля министерство труда подало иск против строителей плотины в связи с нарушениями техники безопасности, вызвавшими человеческие жертвы. В иске содержится требование выплаты около $ 12 миллионов «коллективного морального ущерба».

В этом же феврале Бразильский парламентский Комитет по расследованию торговли людьми раскрыл информацию о том, что в районе строительства отмечены многочисленные нарушения прав человека. В одной из полицейских операций были освобождены из «сексуального рабства» 14 человек — женщины, трансвестит и несовершеннолетний.

По данным полиции заметно возрос и незаконный оборот наркотиков – по некоторым показателям почти в 10 раз. В 2012 году было конфисковано 40 кг наркотиков и арестовано 176 торговцев. Полиция утверждает, что рост наркоторговли и проституции напрямую связан с началом монтажных работ на ГЭС в 2011 году.

Чем же так важна ГЭС, что власть не обращает внимания на столь очевидные тяжелые последствия?

На эту плотину возлагают большие надежды в связи с нехваткой энергии сейчас и прогнозируемым ростром ее потребления. Собственно, все. Это главный аргумент. В тоже время есть серьезные сомнения в способности новой ГЭС решить проблему энергодефицита. Есть расчеты, говорящие о том, что «Бело Монте» станет одной из самых энергетически неэффективных ГЭС Бразилии. К примеру, из-за того, что в течение, как минимум, 3-5 месячного засушливого сезона она сможет выдавать только 10% от своей мощности.

Этот сомнительный проект пытаются представить «экологическим», так как ввод в строй «Бело Монте» якобы поможет снизить выброс парниковых газов. Если учесть, что проект требует уничтожения более 500 квадратных километров ценнейших экосистем Амазонии, говорить о его экологичности странно в принципе. Более того, есть серьезные сомнения и в том, что ГЭС сможет помочь в борьбе с изменением климата.

Филипп Фернсайд из Национального научно-исследовательского института Амазонии(INPA) недавно сообщил, что «затопленные водохранилищами «Бело Монте» леса будут генерировать огромное количество метана – в 25 раз более мощного парникового газа, чем CO2».

Доклад организации «International Rivers» приводит показательный пример бразильской ГЭС Тукуруи (Tucurui), построенной в 1980 году. Ее сооружение ответственно за шестую часть общего объема выбросов парниковых газов в Бразилии.

Эксперты «International Rivers» обоснованно считают, что строительством ГЭС климату не поможешь. Гораздо вернее это делать путем развитияисточников возобновляемой энергии и инвестированием в энергоэффективность. В последнем у Бразилии большой потенциал – она вполне может сократить ожидаемый спрос на энергию на 40 процентов!
Пока идут споры политиков и ученых, власти и населения, строительство продолжается. Руководство страны заверяет, что всем пострадавшим будут предоставлены наилучшие условия и выданы денежные компенсации.

Однако не все можно купить. Об этом хорошо сказал в беседе с бывшим бразильским президентом Лула да Сильва Хосе представитель племени Aрара Карлос Aрара: «Наши предки лежат здесь, в этой земле. Наша кровь среди этой земли. Мы должны идти по ней к своим детям, рассказывая об их праотцах. Мы совсем не хотим воевать, но готовы драться за нашу землю. Мы хотим жить на своей земле в мире со всем, что нас окружает».

PS

Протест, связанный со строительством ГЭС, выплескивается далеко за пределы Бразилии. В конце этого января в Мюнхене правозащитные и экологические организации обратились к собранию акционеров компании Siemens, обратив их внимание на то, что проект «Бело Монте» нарушает основополагающие права человека и экологические стандарты. Участвуя в поставке турбин для этой ГЭС, Siemens нарушает собственные корпоративные правила, касающиеся охраны окружающей среды и прав человека. Она должна выйти из проекта.

К акционерам Siemens обратился бразильский епископ Эрвин Краутлер, удостоенный альтернативной Нобелевской премии за укрепление прав коренных народов и сохранение лесов Амазонии: «Какие бы прибыли не сулил этот проект для европейских компаний, участие в нем —  безумие. Каждая компания, связавшаяся с «Бело Монте» берет на себя ответственность за последствия развивающейся катастрофы» — заявил епископ. Между тем, европейские СМИ сообщили, что епископ уже заработал стойкую ненависть бразильских «мафиози», которые согласны дать за его голову «награду» в 400 000 евро.