News

К утилизации «Лепсе» так и не приступали

Frederic Hauge

Опубликовано: 20/12/2012

Автор: Анна Киреева

Три месяца назад самое ядерно-опасное судно на севере России — птб «Лепсе» было отбуксировано от причала ФГУП «Атомфлот» на судоремонтный завод «Нерпа». Больше ничего в судьбе судна не изменилось: оно по-прежнему находится на плаву и имеет все те же риски, что и у причала в Мурманске.

Тогда, в сентябре, все участники и наблюдатели буксировки были уверены в том, что это начало практической стадии реализации проекта по утилизации судна, что все многолетние совещательные и согласовательные процессы, а также бюрократические препятствия остались позади.

Однако, по сути дела, изменилось только географическое положение «Лепсе». Судно так и не было перемещено на сушу – на стапельную плиту СРЗ «Нерпа», — поскольку нужное место на береговой линии занято первой российской атомной субмариной «К-3» (проект 627).

«Постановка плавучей технической базы (птб) «Лепсе» на стапель снизит ядерную и радиационную опасность этого объекта на 90 процентов», — рассказал генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша в эксклюзивном интервью «Беллоне.ру».

Вопрос об утилизации плавтехбазы стоит на повестке дня с конца 1980-х годов, но тогда не было безопасных технологий выгрузки такого ОЯТ. Поиск технологий, оборудования, финансирования и прохождение всех согласований занял почти 20 лет.

Напомним, что в хранилище судна 1934 года постройки находится дефектное отработавшее ядерное топливо (ОЯТ). Вопрос об утилизации судна поднимался еще в конце 1980-х годов, но тогда не было безопасных технологий выгрузки такого ОЯТ.

«К-3»: музей или иголки?

Судьба субмарины будет решаться еще долго, поскольку, так и не определено, то ли ее нужно резать, то ли превращать в музей.

«Вы только представьте, сколько еще может продлиться обсуждение судьбы АПЛ «Ленинский комсомол». Прошло более четырех лет с момента, как была опубликована информация о том, что лодка должна стать музеем, и специалисты санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» выполнили проект переоборудования корабля», — рассказал руководитель «Беллоны-Мурманск» Андрей Золотков.

По его словам, впервые инициатива о сохранении АПЛ прозвучала еще в прошлом веке, а последняя — в 2003 году, потом, как обычно, было ожидание решений в Москве. С 2005 года «К-3» находится на судоремонтном заводе «Нерпа», и судоремонтники продолжают прилагать многочисленные усилия по сохранению корабля в качестве будущего памятника-мемориала.

По подсчетам специалистов «Нерпы», реализация проекта по переоборудованию АПЛ и постановке ее на вечный прикол оценивается примерно в 500 миллионов рублей. Предполагается, что субмарина займет место в районе морского вокзала Мурманска около музея «Атомоход «Ленин».

«Стоит напомнить, что эпопея с переоборудованием первого атомного ледокола «Ленин» в музей длилась без малого 20 лет, и на этом пути встретилось много серьезных препятствий. Также не следует забывать, что «Ленин» в начале этого пути, в 1989 году, был в очень хорошем состоянии», — рассказал руководитель мурманской Беллоны.

«Лепсе» VS «К-3»

Он уверен, что с приходом «Лепсе» ситуация на СРЗ «Нерпа» становится накаленной: «Ленинский комсомол» мешает выполнению международного проекта, на который имеется финансирование, а также может задержать выполнение потенциально-опасных работ на неопределенный срок, что совершенно не входит в планы ФГУП «Атомфлот» и «Росатома».

Золотков видит опасность в сложившейся ситуации в том, что проблема может перейти на хорошо известный путь взаимных претензий и бесконечных совещаний.

«Не хотелось бы стать свидетелем того, что СРЗ «Нерпа» захочет воспользоваться своим практически монопольным положением в сфере утилизации, как АПЛ, так и будущих объектов атомного судостроения, и попытается диктовать свои условия в этой достаточно неоднозначной ситуации. Такой конфликт не пойдет на пользу ни «Лепсе», ни «К-3» – оба проекта встанут «на якорь». Финансирование на переоборудование АПЛ в размере 500 миллионов рублей не появится из рукава Дмитрия Рогозина, но даже, если это случится, то есть вероятность потерять финансовое обеспечение на проект «Лепсе» в сумме, значительно большей», — прокомментировал он.

«В 2013 году выход может быть только один: убирать АПЛ «К-3» и ставить «Лепсе», — однозначно уверен Золотков.

Справка Беллоны:
ПТБ «Лепсе» является ядерно- и радиационно-опасным объектом. «Начинка» судна — ОЯТ с атомных ледоколов и радиоактивные отходы. В 1988 году судно выведено из эксплуатации. В 1989 году было принято Постановление ЦК КПСС, которое определило необходимость утилизации «Лепсе». В 1990 году плавтехбаза переведена в категорию стоечных судов.

В 1999 году судну присвоен класс стоечного, несамоходного.
«Лепсе» построено в 1934 году на Николаевском судостроительном заводе (Республика Украина). В 1961 году судно было переоборудовано на Адмиралтейском заводе (г. Санкт-Петербург) под плавучую технологическую базу. В период 1963–1981 г.г. птб «Лепсе» обеспечивала перезарядки ядерных реакторов атомных ледоколов.

Радиоактивность ОЯТ в хранилище оценивается в величину около 25000 ТБк (675 тыс. Кюри), что соизмеримо с активностью выброса при аварии на производственном объединении «Маяк» (Челябинская область) в 1957 году. По проведенным расчетам в топливе содержится суммарно около 260 кг урана (U-235), 156 кг продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида плутония (Pu-239). Радиационная обстановка на судне в технологических помещениях характеризуется значительными уровнями мощности дозы гамма-излучения.

«Ленинский комсомол», первоначально К-3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Лодка заложена 24 сентября 1954 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254. Реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года.

Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.

17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. 8 сентября 1967 года произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежское море, погибло 39 человек. В 1991 году выведена из состава Северного флота. Потом по решению Морской коллегии при правительстве РФ первая советская атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей.