Атомные города России: проблемы ведут к росту рисков

ingressimage_laes2.jpg Photo: http://www.laes.ru/

Ее участники подытожили итоги семинара, состоявшегося 15 ноября в здании правительства Ленобласти и посвященного социальным проблемам «атомных» городов.

Открывая пресс-конференцию, председатель Ассоциации журналистов-экологов Союза журналистов России Александр Федоров отметил, что в результате реформ налогово-бюджетного законодательства середины 2000-х «атомграды» оказались среди дотационных муниципальных образований, что не только не дает им возможности развивать социальную инфраструктуру, но и способствует ее деградации.

По мнению Лины Зерновой, редактора журнала «Экология и право», издаваемого «Беллоной», подобное положение дел является неприемлемым. «Развитие атомной энергетики непозволительно для отсталых и деградирующих регионов. Маргинализация населения профильных городов неминуемо ведет к росту ядерных рисков, – заявила она. – Нелепость ситуации заключается в том, что «атомграды» обильно кормят своими налогами как федеральный, так и региональные бюджеты».

Денис Миронов, специальный корреспондент газеты «Советская Россия» по Северо-Западу, рассказал о вызывающей недоумение и удивление катастрофической ситуации в жилищно-коммунальном секторе «атомграда» Калининской АЭС – Удомле. «Износ электросетей и оборудования в старой части Удомли – 80-90%. Как еще работает оборудование – непонятно. Водопроводы и теплотрассы изношены почти на 100%! В Медико-санитарной части № 141 ФМБА РФ г. Удомли некомплект кадров составляет около 40%. Сельская часть Удомельского района находится в депрессивном, коллапсирующем состоянии», – подчеркнул Миронов.

«Повседневный стиль общения руководства АЭС и населения – взаимная ругань и глухота, – продолжает Миронов. – В этой связи очень важно формирование Ассоциацией журналистов-экологов настоящей переговорной площадки, где стороны ведут взвешенный и конструктивный диалог о сложившемся положении дел и совместно ищут пути выхода из него».

Говоря о проблемах закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), Александр Макаренко, исполнительный директор Ассоциации городов ЗАТО атомной промышленности заметил, что до последнего времени эти города находились в сравнительно выигрышном положении. «Инновационные центры советской поры, выступающие наполнителем бюджетов России разных уровней, сегодня оказались в положении просителей. Сегодня эти города объективно не заинтересованы в каком-либо развитии, поскольку все, сколько бы они не заработали, у них забирают», – заключил Александр Макаренко.

До участников пресс-конференции были доведены три пути выхода из создавшегося тупика, озвученные на семинаре в Петербурге:

1. Внесение конкретных поправок в законодательство России и регионов, позволяющих вернуть в бюджеты «атомградов» часть заработанных налогов;

2. Использование целевых бюджетных инструментов – разработка федеральной или ведомственной целевых программ по развитию «атомградов»;

3. Развитие договорных форм финансирования социально-экономического развития и обеспечения «атомградов» – фонды, соглашения, – то, чем в настоящее время занимается Госкорпорация «Росатом», заключая соглашения в рамках механизма консолидированного налогоплательщика с субъектами Федерации.

«Конкретные предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс России в части перераспределения между бюджетами субъектов Федерации и органами местного самоуправления налогов на имущество предприятий, компенсации Правительством России выпадающих доходов, связанных с отменой налога на землю для объектов атомной отрасли, и другие будут переданы в соответствующие органы власти» – заверил руководитель Ассоциации журналистов-экологов Александр Федоров.