Договор по бассейну Днестра подписан в Риме 29 ноября 2012 года

Илья Тромбицкий, исполнительный директор международной экологической ассоциации Eco-Tiras

Важным заложенным в него принципом является то, что «никакой вид  использования водных ресурсов бассейна реки Днестр не пользуется  неотъемлемым приоритетом перед другими видами использования. В случае возникновения противоречия между различными видами использования, оно должно быть разрешено с учётом всей совокупности географических, гидрографических, гидрологических, климатических, экологических и демографических факторов, а также социально-экономических потребностей государств Договаривающихся Сторон с уделением особого внимания требованиям удовлетворения насущных  человеческих нужд и потребностей экосистем в достаточном количестве воды». Таким образом, потребности экосистем должны учитываться в равной степени с  интересами иных пользователей.

Обе Стороны проявили политическую волю и подписали договор во время VI-й Встречи Сторон Водной конвенции ЕЭК ООН в Риме 29 ноября.

Заключенный в соответствии с 9 статьей Хельсинкской Водной конвенции ЕЭК ООН, сторонами  которой являются обе прибрежные страны, данный договор предусматривает создание бассейновой комиссии, в состав которой входят представители компетентных центральных органов исполнительной власти Договаривающихся Сторон. В состав Комиссии могут быть включены представители региональных властей, научных учреждений и организаций, а также профильных неправительственных организаций.

Подписанный договор опирается на ряд ранее заключенных международных соглашений, в частности, Конвенцию по охране и использованию трансграничных  водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года и протоколы к ней, Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 года, Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц от 2 февраля 1971 года (Рамсарская конвенция), и принимает во внимание положения Конвенции ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 21 мая 1997 года и Директивы 2000/60/ЕС Европейского Парламента и Совета об установлении рамок деятельности Сообщества в области водной политики от 23 октября 2000 года.

Целью договора является создание правовых и организационных основ  сотрудничества для достижения рационального и экологически обоснованного  использования и охраны водных и иных природных ресурсов и экосистем бассейна  реки Днестр в интересах населения и устойчивого развития Молдовы и Украины.

При этом, Договаривающиеся Стороны сотрудничают в реализации следующих задач:

a) развитие устойчивого водопользования, базирующегося на принципах  рационального использования и охраны водных и иных природных ресурсов и  экосистем бассейна реки Днестр;

b) существенное снижение уровня загрязнения вод бассейна реки Днестр и,  соответственно, Чtрного моря;

c) предотвращение деградации и восстановление экосистем, а также сохранение  биоразнообразия в бассейне реки Днестр;

d) предотвращение и уменьшение последствий вредного воздействия вод,  вызываемого природными и антропогенными факторами.

Действие договора распространяется на бассейн реки Днестр, включая  поверхностные и связанные с ними подземные воды, в пределах территорий  Молдовы и Украины. Он применяется к использованию вод бассейна реки Днестр в иных, чем судоходство, целях и к мерам защиты, сохранения и управления водными и иными природными ресурсами и экосистемами бассейна реки Днестр при  таком использовании. Использование бассейна реки Днестр для судоходства не  входит в сферу применения договора, за исключением тех случаев, когда другие  виды использования затрагивают судоходство или затрагиваются судоходством.

В качестве направления сотрудничества Молдова и Украина:

a) разрабатывают и осуществляют совместные или согласованные планы  управления бассейном реки Днестр, проекты и мероприятия по использованию, охране и восстановлению водных и иных природных ресурсов и экосистем  бассейна реки Днестр;

b) сотрудничают в проведении научных исследований, разработке руководящих  принципов, стандартов и нормативов, методов оценки и классификации качества вод и источников загрязнения, разработке и осуществлении программ мониторинга, создании совместимых информационных систем, унификации методов  и интеркалибрации условий выполнения аналитических лабораторных  исследований;

c) проводят, в случае необходимости, совместные водохозяйственные и  водоохранные мероприятия;

d) сотрудничают в разработке и внедрении наилучших водоохранных и  водосберегающих технологий, а также в применении практики предотвращения загрязнения и повышения эффективности очистных сооружений;

e) сотрудничают в области охраны и воспроизводства водных биологических  ресурсов бассейна реки Днестр, сохранения и восстановления биоразнообразия,  экосистем, ландшафтов и мест обитания дикой фауны и флоры;

f) обмениваются на регулярной основе данными и информацией гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, метеорологического, экологического и санитарно-гигиенического характера и соответствующими прогнозами;

g) взаимодействуют в области раннего оповещения и оказания содействия при  чрезвычайных ситуациях;

h) информируют общественность о состоянии водных ресурсов и иных природных  ресурсов и экосистем бассейна реки Днестр, принимаемых или планируемых мерах  с целью предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного  воздействия, а также привлекают общественность к решению вопросов,  затрагиваемых настоящим Договором;

i) поощряют сотрудничество в области использования и охраны водных и иных природных ресурсов и экосистем бассейна реки Днестр между государственными  органами и органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и  неправительственными организациями;

j) координируют усилия по привлечению международных организаций и третьих стран для оказания экологического, технического и экономического содействия, направленного на реализацию целей настоящего Договора.

В качестве мер по осуществлению положений Договора установлены следующие:

1. Принятие национальных и/или межгосударственных планов управления  бассейном реки Днестр, планов действий, схем и программ, направленных на  достижение устойчивого водопользования, ограничение загрязнения вод,  предотвращение вредного воздействия вод, предупреждение и ликвидацию  последствий чрезвычайных ситуаций, охрану биоразнообразия, а также  сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов;

2. Каждая Договаривающаяся Сторона в соответствии с национальным  законодательством и международными обязательствами своего государства оказывает содействие административно-территориальным единицам и  территориальным общинам в пределах своей части бассейна реки Днестр в  осуществлении мероприятий, предусмотренных планами управления бассейном реки  Днестр, а также соответствующими планами действий, схемами и программами,  упомянутыми в пункте 1 настоящей статьи.

3. Создание Комиссии по устойчивому использованию и охране бассейна реки Днестр, именуемую в дальнейшем «Комиссия». Рабочим органом договора, т.о., является речная комиссия, а рабочим языком –  русский язык. Решения Комиссии и ее рабочих органов принимаются на основе  консенсуса. В пределах своей компетенции Комиссия принимает решения и  рекомендации, которые должны максимально учитываться компетентными органами Договаривающихся Сторон при принятии решений по вопросам, затрагиваемым  настоящим Договором.

Договаривающиеся Стороны через уполномоченные органы информируют Комиссию о мерах, принятых во исполнение решений Комиссии, а также о любой деятельности, затрагивающей или способной оказать влияние на состояние водных и иных природных ресурсов и экосистем бассейна реки Днестр.

Участие общественности обеспечивается положениями, в соответствии с которыми каждая Договаривающаяся Сторона в соответствии с национальным  законодательством своего государства обеспечивает доступ общественности к информации о состоянии бассейна реки Днестр и ее участие в принятии решений по вопросам, связанным с охраной и устойчивым развитием бассейна реки Днестр, а также проектам, которые могут оказать существенное воздействие на состояние водных и иных природных ресурсов и экосистем. Такой доступ  включает информирование общественности и предоставление информации по ее  запросам.

В соответствии с требованиями Водной Рамочной Директивы ЕС, Молдова и  Украина создают самостоятельно или, при необходимости, совместно, сеть  охраняемых природных территорий в пределах бассейна реки Днестр, а также  ведут регистр таких территорий. Стороны определяют территории,  соответствующие критериям, применимым к водно-болотным угодьям  международного значения, ведут их регистр и обеспечивают их охрану и  устойчивое использование, в том числе на трансграничной основе.

Каждая из Договаривающихся Сторон осуществляет в своей части бассейна реки Днестр, в  том числе в рамках совместных программ, конкретные меры по улучшению  состояния водосборной площади, включая:

увеличение площади и качества лесных насаждений и охраняемых территорий;

выполнение противоэрозионных мероприятий;

создание и обеспечение соблюдения режима использования  водоохранных зон;

сохранение природных ландшафтов и экосистем.

Стороны принимают все необходимые меры по охране связанных с бассейном реки Днестр мигрирующих видов птиц и млекопитающих, осуществляют меры по разработке и созданию элементов панъевропейской экологической сети в бассейне реки Днестр.

Участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, связанным с охраной и устойчивым развитием бассейна реки Днестр, предполагает адекватное, своевременное и эффективное информирование заинтересованной общественности о планируемой деятельности на самом раннем этапе процедуры принятия решений, предоставление возможности представить замечания, информацию, анализ или мнения о планируемой деятельности и обеспечение  надлежащего учета результатов участия общественности в процессе принятия  соответствующих решений. Договаривающиеся Стороны содействуют участию общественности в мероприятиях, связанных с выполнением настоящего Договора, включая деятельность Комиссии. В соответствии с договором, каждая сторона  может включать представителей научных учреждений и компетентных НПО в состав  своих частей Комиссии. Учитывая фактическую разделенность Молдовы (наличие  региона Приднестровья), в состав Комиссии также могут быть включены  представители региональных властей.

Договор охватывает практически все стороны двустороннего сотрудничества и в  этом плане сбалансирован с точки зрения учета различных интересов  пользователей.

Частями договора являются пять приложений, охватывающих:

I) «Контролируемые виды деятельности»;

II) «Диффузные источники загрязнения в  сельском и лесном хозяйствах»;

III) «Санкционирование сбросов»;

IV) «Наилучшая имеющаяся технология и наилучшая имеющаяся практика»;

V) «Санкционирование сбросов»;

VI) «Охрана водных биологических ресурсов и  регулирование рыболовства в бассейне реки Днестр».

Таким образом, договор решает и параллельно возникающие вопросы, например, регулирует рыболовство.  Для решения отдельных проблем по ним будут создаваться рабочие группы.

Несмотря на тщательность проработки, договор не лишен и недостатков. Среди них просматривается отсутствие обязательности выполнения решений речной комиссии государственными органами договаривающихся стран. Другим заведомым недочетом является отсутствие ясного обязательства Сторон разрабатывать и принимать совместные бассейновые планы управления, которые затем дисциплинировали бы стороны по выполнению взятых обязательств. Также, создание секретариата оставлено на усмотрение самой речной комиссии, что при отсутствии достаточных средств может привезти к параличу функционирования комиссии. Учитывая тщательность многолетней проработки, текст договора может  быть использован в качестве модели и при разработке иных бассейновых  соглашений для трансграничных водотоков на территории СНГ.