News

«Черное золото» убивает арктическую тундру

Опубликовано: 24/10/2012

Автор: Евгений Усов

Даже по самым осторожным официальным оценкам, ежегодно с территории России в арктические моря выносится около 500 000 тонн нефти. От нефтяных разливов страдает и земля - нефть буквально убивает все живое. Однако в России до сих пор не внедрены адекватные меры по борьбе с этой проблемой.

В основу данной публикации легли впечатления корреспондента журнала «Экология и Право» от поездки по нефтепромыслам Усинского района. Поездка была организована в рамках конференции «Арктическая нефть: последствия для коренных народов».

Яды для Арктики

Уходящая вдаль цветущая морошковая тундра с высоты напоминает ковер: зеленый мох густо усыпан яркими белыми цветами. И над всей этой красотой разливается густой головокружительный аромат… сероводорода. Таков запах пролитого в этом северном крае «черного золота» – спутника разработки «большой нефти» российскими добывающими компаниями.

Говорят, сегодня «нефть» уже совсем не большая – многие месторождения Коми иссякают. Тем не менее, ее запасов хватает на то, чтобы каждую весну тысячи местных ручьев и рек превращались в своего рода «нефтепроводы». И несут они не «черное золото» на перерабатывающие предприятия, а яды для Баренцева моря и всей Арктики. Даже по самым осторожным официальным оценкам, ежегодно с территории России в арктические моря выносится около 500 000 тонн нефти.

«Черная изнанка» освоения

В 1994-1995 годах на нефтепроводе «Возей-Головные сооружения» произошел ряд прорывов, в результате которых вылилось до 300 тыс. тонн нефтепродуктов. Поначалу аварию представляли как незначительный инцидент – нефтяники пытались скрыть истинный ее масштаб. Однако экологи довели до россиян всю информацию об ущербе окружающей среде. С тех пор защитники природы стараются держать под контролем все происходящее в нефтедобывающих регионах.

Следы разливов здесь не исчезают десятилетиями. Побывав на месте этой аварии, легко убедиться, что ее последствия (как и последствия тысяч других) до сих пор не ликвидированы – местами можно увидеть, как сочится из почвы, из отвалов та самая пролитая почти 20 лет назад нефть. Дело в том, что на Севере ее естественное разложение идет гораздо медленнее. Температуры почв значительно ниже, в них почти нет бактерий, перерабатывающих углеводороды. При этом ежегодно на земли Коми, по оценкам экспертов Гринпис, по причине нерадивости нефтяников выливается около 100 тыс. тонн нефти. В целом по России эта цифра составляет 5 млн тонн в год!

Нефть буквально убивает все живое, отравляет воздух и воду. Как один из результатов – исчезновение в последние десятилетия в реках Коми лососевых видов рыб, игравших важную роль для выживания коренного населения.

Нам сверху видно все

Отечественная система нефтедобычи построена так, чтобы легче было бороться не с аварийными разливами, а с распространением информации о них. Поэтому на многих дорогах даже общего пользования, что уж говорить о внутрипромысловых, в последние годы появились КПП, шлагбаумы и вооруженная охрана. К счастью, перекрыть всю тайгу или тундру невозможно, а нефтяные разливы хорошо видны из космоса.

Умение ладить с геоинформационными технологиями уже не раз помогало общественности обнаруживать разливы нефти. А знание местных дорог и троп позволяло добраться непосредственно до мест разливов. В итоге экологи передали контролирующим структурам целый ряд документальных свидетельств. Шаг за шагом нефтяники приходят к осознанию: все концы в воду уже не спрячешь.

Так, в 2012 году в Республике Коми на заявление Гринпис был вынужден отреагировать Росприроднадзор, а Тюменскую область посетил тогдашний министр природных ресурсов Юрий Трутнев. «Сложнее было найти незагрязненные участки земли. На Самотлорском, Красноленинском месторождениях практически вся земля залита нефтью. Загрязнений очень много. Их ликвидацией либо не занимаются, либо занимаются эпизодически», – заявил министр. Интересно, куда он смотрел раньше? Доведены ли результаты его «прозрения» до преемника, от которого теперь зависит экологическая политика в нефтедобывающих районах Арктики?

Во время поездки по Коми нефтяники, увидев очередной котлован с тысячами кубов шлама, в котором каждую весну десятками гибнут перелетные птицы, изобразили удивление. Ведь этого объекта нет ни в одном документе, ни на одной карте. Было решено поставить по периметру «озера» чучела в белых комбинезонах ликвидаторов…

Вокруг одна нефть

Часть разливов компании все-таки убирают, но вручную, по несколько человек, лопатами и носилками. Такими силами можно было бы справиться разве что с проливом нескольких литров нефти. А объемы нефтеразливов таковы, что зачастую бессильной оказывается даже техника. Довелось наблюдать такую картину: по болоту, куда из лопнувшего межпромыслового трубопровода налилось озерцо нефти, елозит громадный бульдозер, пытаясь сгрести пропитанный нефтью мох. Но пройдя какое-то расстояние, спешно сдает назад – чтоб не уйти с макушкой в трясину. Нефти же остается вокруг столько…

Если начнется бурение на Арктическом шельфе…

Образно говоря, в России каждый год происходит несколько катастроф, подобных той, что случилась в Мексиканском заливе в 2010 году. Но у нас они теряются среди просторов тайги и тундры, прикрытые безответственностью, «корпоративным обетом молчания», а теперь еще и пропускным режимом. Однако уже совсем скоро наша страна может стать центром очередного, не менее мощного нефтяного скандала – если начнется бурение на Арктическом шельфе. Ведь оно будет осуществляться по тем же принципам.

Комментарий юриста «Беллоны»

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» разработаны Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Правилами предписано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны создавать реестры загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов с целью определения размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей природной среды.

Территориальные органы Министерства природных ресурсов и экологии РФ обязаны обеспечить при осуществлении государственного экологического контроля проведение совместно с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации расследования причин загрязнений окружающей среды нефтью и нефтепродуктами, произошедших в результате хозяйственной и иной деятельности прошлых лет.

В соответствии с Указом Президента РФ от 10.08.2012 № 1157 в нашей стране 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды.

Таким образом, местные жители загрязненных территорий имеют все правовые основания для обращения в соответствующие инстанции с требованием ликвидации разливов нефти, а власть предержащие обязаны доказать, что указ президента Российской Федерации – не декларация, а руководство к действию.

Нина Поправко