Законопроект «Об общественном контроле»: новый удар по гражданскому обществу?

Сам законопроект и возможные формы общественного участия обсуждались 27 сентября 2012 года в Общественной палате на конференции «Актуальные проблемы общественного экологического контроля» с участием представителей органов власти, членов Совета Федерации и ГосДумы, экспертов, ученых и общественности, среди которой была представитель Экологического Правозащитного Центра «Беллона» адвокат Нина Поправко.

Полномочия – регионам

Федеральные органы власти сразу обозначили свою позицию: власть нацелена на дальнейшую передачу полномочий в регионы, в том числе и в сфере охраны окружающей среды. Гражданам рекомендовано обращаться к местным чиновникам, т.к. правовых рычагов воздействия со стороны федеральных структур на разрешение ситуаций на местах – все меньше.

Однако практика показывает, что, при всей логичности принятого решения, местные власти по разным причинам не уделяют охране окружающей среды необходимого внимания, а в некоторых регионах – наоборот, злоупотребляют своими правами и положением, увеличивая статистику по уровню коррупции.

Проблемы все те же

Присутствующие на мероприятии представители общественных организаций из многих регионов рассказали о своем опыте общественного участия и представили предложения по его совершенствованию.    

Проблемы практически во всех регионах одинаковые – слияние государства с бизнесом настолько сильно, что призывы общественности по нормализации экологической ситуации к властям редко бывают услышаны. Усугубляет ситуацию отсутствие ясных законодательных норм, все возрастающая информационная закрытость ведомств и надзорных инстанций, сокращение числа независимых СМИ.

Концепция законопроекта

На конференции была представлена концепция законопроекта «Об общественном контроле», из которого сложно понять, что терминологически будет пониматься под «общественностью».

Международные нормы обязывают российские власти считаться с общественностью при принятии значимых решений, в том числе и в области экологии. В соответсвии с законопроектом предполагается, что Общественные палаты регионов и ведомственные общественные советы и будут той самой заинтересованной общественностью. Зная, как иногда формируются такие советы, несложно предположить, чьи интересы будут лоббироваться и защищаться.

Основные формы общественного контроля строго регламентированы: общественный мониторинг, общественная экспертиза, общественное слушание, общественное обсуждение, общественная проверка, общественное расследование, публичный отчет руководителей федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

В проекте закона предусмотрены процедуры защиты интересов объектов общественного контроля, в частности, ими могут быть поданы возражения на результаты.

Граждане и организации несут гражданско-правовую и административную ответственность за нарушение законодательства об общественном контроле.  

Субъекты общественного контроля – члены Общественных палат, общественных советов при органах власти не несут ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об общественном контроле при осуществлении обязательного общественного контроля, если не была установлена их корыстная заинтересованность в искажении результатов процедур общественного контроля.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Представитель «Беллоны» озвучила юридическую практику организации, полагая, что наиболее действенной и доступной для граждан формой общественного экологического контроля являются обращение граждан и НКО в органы власти, в том числе, контролирующие, и к хозяйствующим субъектам.

В качестве предложений «Беллоной» было высказано мнение о необходимости принятия отдельного закона «Об общественном экологическом контроле», который наделяет граждан и НКО полноценными полномочиями общественного экологического контроля и обязывает учитывать мнение заинтересованной общественности при реализации проектных решений. Также необходимо добиваться максимальной открытости органов власти, в частности, в части возможности получения объективных данных мониторинга атмосферного воздуха, водных объектов, статистики проведенных надзорными ведомствами проверок хозяйствующих субъектов и их результаты.

Также «Беллоной» было предложено территориальным структурам Росприроднадзора публиковать на своих сайтах экспертные заключения  государственных экологических экспертиз, а не только информировать общественность о количественном проведении и отражении результата в виде – «положительное» или «отрицательное».

Основное же предложение «Беллоны», которое должно взять на вооружение экологическая общественность: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Юридическая приемная «Беллоны» готова помогать общественности реализовывать право на общественный экологический контроль. С этой целью мы консультируем, готовим правовые документы, даем комментарии, пишем и издаем брошюры, пособия и доклады.

Нина Поправко