News

Международный Ядерный Форум «АТОМТРАНС-2012»

Опубликовано: 01/10/2012

Автор: Алексей Щукин

С 17-21 сентября 2012 г. в Санкт-Петербургском филиале НОУ ДПО “ЦИПК проходил VII Международный Ядерный Форум «Безопасность ядерных технологий: транспортирование радиоактивных материалов - «АТОМТРАНС-2012». В работе Форума принимал участие эксперт по атомным проектам ЭПЦ «Беллона» СПб Щукин А.Б.

18 сентября

Участники VII Международного Ядерного Форума «Безопасность ядерных технологий: транспортирование радиоактивных материалов — «АТОМТРАНС-2012» в первой половине дня знакомились с работой презентационных экспозиций в Санкт-Петербургском филиале НОУ ДПО “ЦИПК». Состоялось посещение Регионального центра общественной информации, где были представлены  экспозиции по обращению с РАО, в том числе, и по предполагаемому строительству ПЗРО в Сосновом Бору. Для желающих было организовано посещение тренажера ПАТЭС, который был смонтирован всего около месяца назад, и на котором в настоящее время идет отладка программ. Тренажер аналогичен тем пультам управления, которые будут установлены на ПАТЭС. По планам,  ПАТЭС в 2016 году будет поставлена у причала Вилючинска на Камчатке и будет давать тепло и электроэнергию близлежайшим населенным пунктам. Тренажер, как говорит начальник тренажерного центра Гаврилов Евгений Игоревич, позволит готовить специалистов всей операционной смены станции. Во второй половине дня  участники и гости Форума на автобусах были доставлены в Выставочный комплекс «Ленэкспо», где состоялось открытие выставки «Атомная промышленность». Можно было также ознакомиться с тематическими выставками 12-го Петербургского международного энергетического Форума (по мнению автора, более 90% экспозиций отражали состояние  и перспективы дальнейшей деятельности в основном нефте- и газодобывающих предприятий). Росатом был представлен довольно скромно.

19 сентября

Секция 1: Национальный и международный опыт, международные проекты,
перспективы перевозок РМ, технологии, логистика, транспортные средства.

Комаров С.В., Сарбеев А.А. рассказали об организации вывоза ОЯТ российских исследо-вательских реакторов, в том числе  поврежденного ОЯТ сербского исследовательского реактора RA. Это был первый крупный проект МАГАТЭ. С 2006 по декабрь 2010 года в Мурманск было вывезено 8300 ОТВС (около 2.5 тонны топлива), из Обнинска впервые ОЯТ было направлено на ПО «Маяк».

Симановский  Ю.М., начальник лаборатории ОАО «Головной институт «ВНИПИЭТ» рассказал о вывозе ОЯТ ВВР АПЛ с ПВХ ОЯТ и РАО в поселке Гремиха. В 90-х годах там оставалось около 900 ОТВС с ВВР АПЛ и 9 ОВЧ АПЛ с ЖМ теплоносителем.  Контейне-ры с ОЯТ (113 штук) и РАО находились в ПВХ ТРО без крыши. Многие ОТВС были повреждены: изогнуты, оборванные, с поврежденными головками. С помощью доноров уда-лось вывезти на ПО «Маяк» с 2008 по май 2012 года все ОЯТ с ВВР АПЛ. 3 контейнера в пенале 2 временно на 5 лет размещено на ФГУП «Атомфлот». Т.е. на настоящий момент в поселке Гремиха осталось только ОЯТ с АПЛ с ЖМ теплоносителем.

Были доклады по обеспечение безопасности воздушных перевозок опасных грузов, перспективе  обращения с ОЯТ Билибинской АЭС и другие.

На секции 3 «Упаковочные комплекты для различных видов РМ, конструкции, изготовление, испытания, расчетные и экспериментальные обоснования безопасности» рассматривались различные типы контейнеров, в том числе, использование ТУК-13 для транспортирования отработавших ТВС с увеличенным начальным обогащением топлива,  создание  ТУК-146 для ОЯТ реакторов ВВЭР-1000/1200, транспортные упаковки для низкоактивных РАО, упаковки типа С. Доклад Попова Ю.К., научного сотрудника ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» был посвящен  моделированию состояния гексафторида урана и контейнера в условиях высокотемпературных воздействий.

20 сентября

Секция 5: Аварии и аварийное реагирование, оценка риска и страхование ответственности при перевозках РМ.

На секции рассматривались  проблемы локализации радиоактивных отходов при ликвида-ции последствий радиационных аварий при перевозках радиоактивных материалов,  организация обеспечения сохранности ядерных материалов при авариях (инцидентах) с морскими судами, современные технические решения для транспортирования РАО, страхова-ние ответственности перед третьими лицами при РМ. Доклад Григорьева Н.Н., профессора ГМА имени адмирала С.О. Макарова назывался «Человеческий фактор: психофизиологические аспекты аварийности». В докладе Бочкарева О.В. «Активный нейтронный контроль делящихся материалов в контейнерах» говорилось о том, что в ближайшее время могут быть разработаны технические средства, позволяющие дистанционно и оперативно контролировать наличие и обогащение ЯДМ в контейнере.

На секции 2 «Нормативно-правовое регулирование, требования ЯРБ, ФЗ, государственный контроль, лицензирование, сертификация»  среди прочих были доклады: по сертификации упаковок с РМ высокой активности (упаковок типа С) для воздушных перевозок, организация охраны судов и физической защиты ЯМ.

На Круглом столе 2 «Профессиональная подготовка специалистов в области безопасности транспортирования» были доклады по  обучению специалистов ГК «Росатом» вопросам организации транспортирования радиоактивных материалов с использованием автоматизированных систем безопасного транспортирования, особенности подготовки кадров для атомного флота.

На Круглом столе 3 «Актуальные вопросы обращения с ОЯТ реакторов РМБК» рассматривались вопросы по обращению с некондиционными ОТВС РБМК-1000 (ТУК-109).

На выезде в г. Сосновой Бор состоялся Круглый стол «Комплексная Оценка Воздействия на Окружающую Среду (ОВОС) всех существующих и строящихся промышленных объектов на территории МО Сосновоборский городской округ».

21 сентября

Состоялось подведение итогов работы конференции и круглых столов, расширенное заседание оргкомитета под председательством Сергея Владимировича Райкова. Был принят Проект решения Форума, в котором, в частности, говорится о создании рабочей группы по корректировке НП и о необходимости внесения изменений в НП-053-04 в связи с событиями в Фукусиме и принятием МАГАТЭ новой редакции правил по транспортировке РМ, направленных на усиление ядерной безопасность перевозок. Обратили внимание на важность разработки технических средств, позволяющих оперативно изме-рять глубину выгорания топлива в контейнерах.