News

Эксперты: утечки радиации с К-27 не обнаружено, но угроза неконтролируемой цепной реакции сохраняется

Photo: Thomas Nilsen/The Barents Observer (reprinted with permission)

Опубликовано: 26/09/2012

Автор: Чарльз Диггес

Российско-норвежская экспертная группа, состоящая из 16 исследователей, не обнаружила радиоактивной утечки из затопленной в Карском море в районе Новой Земли атомной подводной лодки К-27, сообщает Государственное управление Норвегии по радиационной безопасности.

Директор Государственного управления Норвегии по радиационной безопасности Пер Странд (Per Strand) сообщил Беллоне, что основной целью экспедиции, завершившейся вчера, было установить существование опасности возникновения неконтролируемой цепной реакции на борту К-27, затопленной в районе Новой Земли (залив Степового) в Карском море в 1981 году.

«Российская сторона указала на то, что существует гипотетическая вероятность, что отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), не выгруженное из аварийных реакторов, может вызвать неконтролируемую цепную реакцию, которая, в свою очередь, может привести к выбросу и распространению радиоактивности», — рассказал Странд в телефонном интервью Беллоне.

АПЛ К-27 с двумя реакторами с ОЯТ была затоплена Северным Флотом Советского Союза в 1981 году, после аварии с выходом радиоактивности, убившей девять моряков в 1968. АПЛ пытались отремонтировать, но потом залили специальным раствором и затопили.

Исследователи также изучили порядка 2000 контейнеров с различными радиоактивными отходами, также затопленными в заливе Степового. Увеличения уровня радиации с момента последней экспедиции в 1994 году замечено не было.

Российским официальным лицам, и их коллегам в Норвегии предстоит принять решение о безопасной утилизации К-27, которая стала главным приоритетом экспедиции.

Странд также отметил, что совместная исследовательская группа на борту исследовательского судна «Иван Петров» взяла пробы морских организмов, донных отложений и водорослей.

Исследователи также использовали мини подводную лодку для проверки состояния и фотографирования субмарины. Участники экспедиции подчеркивают, что все полученные данные предварительные, но «эти данные помогут понять, нужно ли поднимать АПЛ» для более безопасного захоронения, уверен Странд.

«Сейчас самое приоритетное — используя собранные данные, провести оценку экологического воздействия и обоснования идеи поднятия субмарины», — рассказал он.

По словам Странда, Норвегия сейчас должна сконцентрироваться на разработке эффективной системы мер в случае возникновения на борту судна неконтролируемой цепной реакции.

Данные по захоронениям радиоактивных отходов в Карском море

Совместная экспедиция — первая в своем роде за последние 18 лет — была снаряжена после того, как российские власти передали властям Норвегии данные, в которых уточняется количество атомных реакторов и радиоактивных отходов, затопленных в Карском море десятки лет назад.

В обновленных данных по захороненным в Карском море объектам говорится о 19 судах с РАО, 14 ядерных реакторах, в пяти из которых содержится ОЯТ, 735 единицах радиоактивных конструкций, а также 17 000 затопленных контейнерах с радиоактивными отходами (РАО), и затопленной АПЛ К-27 с двумя реакторами с не выгруженным ОЯТ.

В 2011 году Беллона получила предварительный аналогичный документ, подготовленный для встречи ГосСовета РФ по экологической безопасности под председательством тогда еще Президента РФ Дмитрия Медведева.

Ни Странд, ни эксперт в области ядерной и радиационной безопасности Беллоны Игорь Кудрик не считают эти данные окончательными.

Более того, Президент международного Объединения «Беллона» Фредерик Хауге уверен, что не стоит ожидать от России точности в данных, поскольку сама Россия не осведомлена о размерах захоронений ядерных отходов в своих акваториях.

Риск неконтролируемой реакции реален

По словам Игоря Кудрика, тот факт, что экспедиция сосредоточила все свои ресурсы на исследовании К-27, в то время как в Карском море огромное количество объектов, которые надо исследовать, говорит о том, что риск возникновения неконтролируемой цепной реакции реален.

«Внимание к К-27 показывает, что риск возникновения неконтролируемой цепной реакции вполне обоснован», — уверен эксперт.

«Россия утилизировала несколько реакторов того же типа, что и у К-27 — с жидкометаллическим теплоносителем, которые хранились на берегу. Именно опыт в утилизации таких реакторов заставляет Россию бить тревогу», — сказал Кудрик, добавив, что «последующие шаги должны включать анализ вероятности наступления наихудшего сценария, и оценки необходимости поднятия АПЛ».

Российские экологи настаивают на подъеме K-27

Авторитетнейший российский эколог Алексей Яблоков, бывший старший советник по экологическим вопросам Бориса Ельцина, опубликовавший в 1992 году Белую книгу по захоронению радиоактивных отходов в районе Новой Земли, настаивает на том, что субмарину нужно поднимать.

«K-27 — опасный объект, и существую планы по ее подъему со дна. Технически это возможно», — цитирует Яблокова новостное агентство Bloomberg.

Ни директор Департамента коммуникаций госкорпорации Росатом Сергея Новиков, ни Анатолий Захарчев  — руководитель проектного офиса «Комплексная утилизация АПЛ» Дирекции ЯРБ госкорпорации не были доступны по рабочему или мобильному телефону, чтобы прокомментировать ситуацию.

Влияние на буровые работы в Арктике

Представленный предварительный анализ по огромному количеству затопленных РАО, говорит о том, что их текущее состояние осложнит освоение Арктических нефтегазовых месторождений.

Норвежская Statoil и итальянская Eni SpA создали совместное с российским нефтяным гигантом «Роснефть» предприятие по изучению российской акватории арктических морей.

Пресс-секретарь Statoil Борд Петершен (Bård Petersen) в интервью Беллоне отметил, что  «Даже принимая во внимание последние данные по радиоактивным отходам, я не думаю, что они создадут какие-либо сложности в нашей совместной с «Роснефть» работе по освоению месторождений».

Он, однако, отметил, что Statoil будет следить за исследованиями, сделанными совместной норвежско-российской экспедицией.

По словам эксперта Беллоны Игоря Кудрика, финансовая ответственность за очистку дна Карского моря от РАО лежит на России. Но нефтяные компании должны содействовать скорейшей очистке арктических морей до начала какой-либо промышленной деятельности в регионе.

«Прежде чем начать какие-либо работы в Карском море, нефтегазовые компании должны убедиться в том, что его дно очищено от ядерных отходов. При самом неблагоприятном сценарии — в случае возникновения цепной реакции в реакторах К-27 — радиация распространится в Карское море и создаст огромные проблемы для любой промышленной деятельности», — уверен эксперт Беллоны.