News

ПТБ «Лепсе» отправилась в последний рейс

Опубликовано: 14/09/2012

Автор: Анна Киреева

Сегодня самое ядерно-опасное судно на севере — ПТБ «Лепсе» отправилось в свой последний рейс. Утром началась его буксировка от причала ФГУП «Атомфлот» на судоремонтный завод «Нерпа».

«Это великий день для Беллоны, «Атомфлота», правительственных структур и, конечно, для всех мурманчан, уверен Президент международного объединения Беллона Фредерик Хауге (Frederic Hauge). Мы ждали этого дня долгих почти 20 лет, но уверен, что это того стоило».

20 лет назад, когда представители норвежской Беллоны впервые побывали в Мурманске, на «Атомфлоте», и узнали об опасности с виду неприметного судна, они изучали разные возможности утилизации судна.

«Изначально нам были представлены две альтернативы: отбуксировать судно к Новой Земле и захоронить его там в траншее в условиях вечной мерзлоты. Вторым вариантом было выгрузить отработанное ядерное топливо и утилизировать, но в этом случае было необходимо привлечь 5 000 работников, которые получили бы годовую дозу облучения», рассказал Фредерик Хауге.

Он отметил, что за 20 лет появились новые технологии, робототехника, и современное оборудование, которое позволят утилизировать судно безопасно. «Этого стоило подождать 20 лет», уверен Президент Беллоны.

По словам руководителя Беллоны-Мурманск Андрея Золоткова, перевод «Лепсе» от причалов ФГУП «Атомфлот» на СРЗ «Нерпа» это знаковое, символическое событие.

«Мы надеемся, что проект утилизации перешел в практическую плоскость. Закончились бесконечные обсуждения, семинары и конференции. По представленным материалам, на мой взгляд, у исполнителей есть и план утилизации, и финансовая поддержка, и желание как можно быстрее решить все будущие возможные проблемы. Это придает уверенность и оптимизм», отметил Золотков.

Опасность «Лепсе»

У самой плавучей технологической базы «Лепсе» длительная история судно было построено в 1934 году как сухогруз. Позже, с развитием атомных технологий и строительства первого атомного ледокола «Ленин», оно было переоборудовано в судно технологического обслуживания и использовалось для хранения отработавшего топлива и перезарядки атомных ледоколов.

С 1960-х по 1981 гг. судно участвовало в перезарядке реакторов атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь». В 1981 году судно стало хранилищем отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), радиоактивных отходов, оснастки, и различных радиоактивных конструкций.

В одном из своих рейсов, «Лепсе» попало в сильный шторм, в результате чего значительные объемы радиоактивной воды попали в помещение хранилища, и потом его не удалось полностью дезактивировать. С тех пор уровни радиации в хранилище ОЯТ «Лепсе» оставались очень высокими, что мешало его утилизации.

Когда в хранилище «Лепсе» загружали топливо с атомного ледокола «Ленин», геометрические размеры многих тепловыделяющий элементов (ТВЭЛов) в результате разбухания были нарушены. Поэтому, чтобы их загрузить в хранилище, приходилось применять огромные физические усилия,  а попросту заколачивать их кувалдой в ячейки хранилища. В связи с этим, достать эти топливные каналы очень проблематично.

В конце 1980-х годов встал вопрос об утилизации судна, но сначала нужно было выгрузить ОЯТ.

Международное сотрудничество

[picture1 {Буксировака птб «Лепсе»} large]

«В 1994 году Беллона устроила официальный обед на борту «Лепсе», на который пригласила комиссара ЕС по вопросам окружающей среды Ианниса Палеокрассаса, а также нескольких норвежских и европейских политиков. Посередине обеда я достал счетчик Гейгера, положил его на стол и включил. Обед закончился очень быстро, но и деньги на проект были выделены тоже быстро», вспоминает Хауге.

Президент Беллоны считает проект «Лепсе» крайне показательным примером того, как могут сотрудничать неправительственные организации, бизнес, правительство, с привлечением механизмов международного сотрудничества, во имя решения сложных проблем.

«Тогда «Атомфлот» взял на себя смелость и продемонстрировал открытость, благодаря которой Беллона смогла включиться в проект, привлечь международное внимание и финансирование. Благодаря этому сегодня, в это солнечное утро, мы видим, как «Лепсе» уходит на утилизацию», отметил Президент Беллоны.

Он уверен, что если  и в дальнейшем, российская сторона будет придерживаться принципов открытости, и продолжит сотрудничество с неправительственными организациями, многие проблемные вопросы будут решены.

«Мы видим окончание проекта «Лепсе», над которым мы работали 20 лет. Но каждый конец это и начало новых инициатив. Беллоне предстоит еще много работы по решению проблем в области ядерной и радиационной безопасности в России».

Видео буксировки «Лепсе».