News

Земли заказников в Ленинградской области распродают по «инвалидным» схемам

Александр Сенотрусов рассказывает о планах создания заказника

Опубликовано: 17/08/2012

Автор: Алексей Смирнов

6 августа был арестован глава местной администрации Ломоносовского района Ленинградской области Евгений Устинов. Его обвиняют в вымогательстве и мошенничестве. Арест – во многом результат деятельности местных активистов-экологов.

Как развивались события, рассказал житель поселка Лебяжье Ломоносовского района (Ленинградская область), известный в регионе защитник природы, заместитель председателя регионального отделения фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко» Александр Сенотрусов.

На территории Ломоносовского района расположены две особо охраняемые природные территории (ООПТ). Первая – это большой, с международными обязательствами  заказник «Лебяжий». Его границы утверждены областным Правительством в 1999 г. Вторая ООПТ, значительно меньшая по площади – ООПТ местного значения  – Охраняемый природный ландшафт «Поляна Бианки». Некоторое время назад границы «Лебяжьего» изменили и значительно сократили территорию на суше, формально включив в него часть Финского залива (так власти сохранили площадь ООПТ). Тогда нами, муниципальными депутатами первого созыва была создана «Поляна Бианки» – как мера хотя бы частичного восстановления «выпавшей» из заказника «Лебяжий» земли. Так мы добились сохранения в нашем поселке пляжа и парка. Это было в 2008 году. Кстати, летом прошлого года новый состав Совета депутатов попытался лишить «Поляну Бианки» охранного статуса. Но нам удалось с помощью прокуратуры и журналистского сообщества не дать осуществиться этим намерениям.

Что такое «инвалидная» схема

С 2009 года власть занялась массовой распродажей районных земель. К сожалению, дело дошло и до охраняемых природных территорий. Осенью прошлого года по распоряжению администрации Устинова в «Лебяжьем» были нарезаны участки для продажи. Действовали чиновники по коррупционной схеме, которая использовалась во всем Ломоносовском районе, в первую очередь на побережье Финского залива. Это так называемая «инвалидная» схема.

В Санкт-Петербурге и Новгородской области находили стариков-инвалидов 1920-х годов рождения, формально имеющих право на льготы. Решением администрации Ломоносовского района им продавали землю за минимальную цену, которую сами чиновники и назначали – 160 тысяч рублей за 15 соток. Как только следовало решение о выдаче земли, инвалид тут же передавал назначенным администрацией людям свой участок по генеральной доверенности с правом продажи. И земля уже выставлялась на аукцион от 2,5 до 9 млн. рублей. Мы полагаем, что теневой доход причитался чиновникам в администрации Ломоносовского района и сотрудникам госструктур, которые занимаются выдачей земли.
По нашим оценкам, за 2,5 года деятельности администрации Устинова по этой схеме было получено около 4 млрд. рублей теневых доходов.
К концу 2011 года мы собрали 750 свидетельств на землю, выданных инвалидам. Администрация использовала Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», игнорируя Земельный кодекс, по которому есть лишь одна форма предоставления участков: открытый конкурс. Под участки отдавали землю, которая вообще не может быть передана под индивидуальное жилищное строительство, так как находится на границе с ООПТ, в гослесфонде. Так в районе деревни Черная Лахта таких участков 10, в деревне Шепелево – 34, в районе Красной горки – 6, в центре поселка Лебяжье – 7 и т.д.

Самосуд и жалобы против берегозахвата

Один из приобретателей земли в поселке обнес забором часть общественного пляжа. Жителям пришлось смотреть на забор, который отнял у них путь к Финскому заливу. Через две недели забор протяженностью более километра оказался сломан. Охрана отказалась охранять и исчезла. Тогда хозяин привез вагончик для новой охраны. Наутро на участке лежала крыша сгоревшего вагончика… Конечно, такую реакцию нельзя поощрять. Но это итог бездумной политики властей.
Группа активных граждан писала жалобы и обращения в органы государственного надзора, в прокуратуру, МВД. В ответ получала отписки: факты не подтвердились, ваша информация не объективна, земли выданы в соответствии с Земельным и Водным кодексами, заказник не затронут. Безусловно, чиновничья лояльность к нарушителям закона только усиливает негативные настроения местных жителей.

«Тактика ходоков»

Любые письменные обращения граждан к президенту или премьеру через две недели уже находится в области, а затем спускается в район. Местные активисты решили пойти другим путем: использовать «тактику ходоков». Во власти есть люди, сохранившие уважение к законности. Среди них есть земляки, сослуживцы, знакомые, занимающие высокие посты в Москве, Петербурге…

Мы составляли список государственных и общественных деятелей, кто мог бы нам помочь. К ним отправляли «ходоков» с оригиналами писем, жалоб, обращений. Они отправлялись за свой счет или за счет собранных активистами средств. Конечно же, это были неофициальные приемы, иначе ни к министру, ни к председателю комитета Госдумы не попасть.

Первоначально ожидания были невелики, но тактика оправдала себя. Думаю, что в итоге количество государственных деятелей, до которых была донесена информация о коррупции в Ломоносовском районе, стало критическим. И меры начали приниматься.

Именно центральные аппараты прокуратуры, ФСБ начали хирургическую операцию в Ломоносовском районе. За две недели до задержания главы администрации был освобожден от должности прокурор района Дмитрий Сурин, переведен на другое место работы начальник отдела полиции Александр Воронцов…

Впереди – суды

Мы намерены предъявить иски к администрации Ломоносовского района. Нам предстоят локальные суды по каждому отдельному участку. Требования – аннулировать незаконные постановления администрации о выдаче земли гражданам в природоохранной зоне. Первый иск – дело о выделении участка непосредственно внутри заказника «Лебяжий». По документам он выдан женщине 1922 года рождения. Участок получен с нарушением всех возможных процедур, находится в госзаказнике международного значения. Наша задача – вернуть землю в заказник и наказать администрацию. Чиновник должен усвоить: заказник – табу.
По «Поляне Бианки», на которой размечено шесть участков, будем действовать аналогично.

Мы предполагаем, что судов будет несколько, разного уровня, придется оспаривать решения, предстоит тяжелая длительная борьба. Невозможно жить в стране, где коррупция пронизала все поры, сделав жизнь невыносимо душной. Казалось бы, забор сломали, вагончик сожгли – плохо. Но на самом деле, это демонстрация температуры в обществе. Сейчас она повышена, но может перейти в жар, лихорадку…

P.S. 1 июня 2012, спустя шесть месяцев после нападения на Александра Сенотрусова, уголовное дело приостановлено «в связи с невозможностью найти виновного». Сам Сенотрусов считает, что заказчики – местная власть: «Следствие не велось надлежащим образом. Из трех мною названных свидетелей в течение полугода опрошены двое. Обращения в следственный комитет в генпрокуратуру с просьбой забрать мое дело, не было удовлетворены. Прокуратура Ломоносовского района признала, что сроки затянуты, взяла расследование под контроль, а через четыре дня дело в очередной раз было приостановлено. Получается, что я каждый день вижу заказчика и исполнителя, но сделать ничего нельзя…».