News

Интернет – средство против «токсикоза» на экологию

Лина Зернова

Опубликовано: 17/08/2012

На состоявшейся в конце апреля в Петербурге конференции, посвященной экологическим проблемам регионов России, не могла не зайти речь о СМИ. Потому что средства массовой информации – один из основных факторов влияния на общественное мнение, без которого монблан экологических проблем попросту не сдвинуть. Насколько активны российские СМИ в освещении «зеленой» тематики? Мешает ли им что-то публиковать экоматериалы? Что происходит в российском интернет-пространстве? Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Роль СМИ в решении экологических проблем России», организованном журналом «ЭиП» в рамках конференции.

Кто платит, тот и заказывает музыку?

Россия продолжает жить по двойным стандартам. Несмотря на ст. 3 Закона «О средствах массовой информации», декларирующую отсутствие в РФ цензуры в средствах массовой информации, о свободе печатного слова в России говорить не приходится. Та самая свобода – на коротком поводке у владельцев СМИ.

– По данным российской Гильдии издателей периодической печати, более 85% печатных СМИ в РФ выходит при господдержке, – говорит эксперт «Русско-немецкого обмена»  Ангелина Давыдова. – То есть содержится либо напрямую на федеральные деньги, либо финансируется из региональных бюджетов. Мы понимаем: кто платит, тот и заказывает музыку. Лишь очень небольшой процент российских СМИ может выжить без этого инструмента. Такие крупнейшие российские издания, как «Ведомости», «Коммерсантъ», «РБК-daily», сохраняют определенную степень независимости, поскольку входят в большой медиахолдинг, который зарабатывает деньги за счет других изданий. К таковым можно отнести также «Новую газету», радиостанцию «Эхо Москвы».

Остальные более 85% обслуживают интересы хозяев теле- и радиоканалов, газет и журналов. Фактически – госаппарата, крупных корпораций, олигархов и региональных чиновников. Союз журналистов России охарактеризовал процесс превращения правящей элитой российских СМИ в инструмент воздействия на общественное сознание следующими словами: «К 2010 году в России окончательно завершился процесс коммерциализации СМИ».

В «надежных руках»

– В Краснодарском крае выстроена система контроля над СМИ – создан департамент по делам СМИ краевой администрации, – рассказывает координатор «Экологической вахты по Северному Кавказу» Дмитрий Шевченко. – В его ведении – государственное унитарное предприятие, владеющее сетью ретрансляторов. Вы можете зарегистрировать любую телерадиокомпанию, но в местный эфир она не попадет – ретрансляционные центры в «надежных руках».

– В департаменте существует «черный список» журналистов, – продолжает Шевченко. – Этих людей не приглашают на пресс-конференции, мероприятия – по максимуму отсекают от любой возможности получить информацию из первых рук. Существует и список запретных тем: олимпиада в Сочи, Утриш, дачи Ткачева, Путина, патриарха…

– Региональные СМИ во Владикавказе полностью контролируются региональной властью, – поддержал коллегу лидер НПО «Новое время» Марат Габуев. – В газеты «Северная Осетия» и «Осетинская правда» сложно опубликовать какие-то материалы, не соответствующие редакционной политике. В этих изданиях – рупоре республиканского правительства – создается благостная картина бурно развивающегося региона, не имеющего проблем в медицине, промышленности, экологии…

«Токсикоз» на экологию

Один из главных недугов сегодняшних хозяев СМИ – «токсикоз» на экологическую тематику.

 – Осенью 2010 года по территории Ленинградской области проложили нефтепровод БТС-2, – рассказывает председатель постоянной Комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа Ленобласти Николай Кузьмин. – Вырублены леса, повреждены ЛЭП, покосились деревенские избы – трубопровод прошел непосредственно через деревню! Более полутора лет жители сидят без электроэнергии, жилища не ремонтируются. Но в СМИ об этом – ни слова! В том числе и в главной газете области (так она себя называет) «Вести».

– Никто не пишет и о том, что делается на российском Севере, – говорит пресс-секретарь Гринпис России Евгений Усов. – Например, об устроенном Роснефтью геноциде в районах традиционного проживания ненцев: в тундре – моря нефти, все перекорежено, уничтожено, нефтяники стреляют по домашним оленям… Не менее драматичная ситуация наблюдается в системе охраняемых природных территорий. По сути дела, уничтожается одна из лучших заповедных систем в мире. Об этом также – ни слова. Молчок и о том, что на широкую ногу поставлена продажа должностей в национальных парках – этим занимаются определенные люди из МПР…

«Зеленая» тема – политическая

Как оказалось, имеются регионы, в которых экологам удалось найти взаимопонимание с местными журналистами. Так, нет проблем с публикациями у директора областной общественной организации «Информационный центр Волгоград-Экопресс» Елены Васильевой, директора «Сибирского экологического агентства» Алексея Торопова, координатора РОО «Чепецк.ру» Сергея Алтобаева, сопредседателя МСоЭС, члена Общественной палаты РФ Сергея Симака.

– Если хотите, чтобы СМИ публиковали «зеленые» статьи, надо суметь написать интересный материал. Это закон! – убежден Сергей Симак. – Кроме того, нужно приложить серьезные усилия для раскрутки бренда своей организации. Это непростая, но благодарная работа. После пяти лет деятельности нас так оценили СМИ Самарской области, что члены нашей организации не всегда физически успевают ответить всем обращающимся к нам журналистам.

От профессионализма лидеров и активистов НКО зависит, безусловно, немало. Однако вряд ли стилевые и публицистические изыски способны решить проблему фундаментально.

– Согласно мнению экспертов, занимающихся оценкой развития журналистики в разных странах, тема экологии в России освещается весьма скупо, – заявил председатель Ассоциации журналистов-экологов Союза журналистов России Александр Федоров. – И связано это не с тем, что ее плохо преподносят. У руководителей СМИ имеется установка: темы экологии не должны интересовать общество. Потому что экология – политическая тема.

Магистрали нефте- и газопроводов, освоение арктического шельфа, вырубки лесов, морально устаревшие, а потому вредные промышленные технологии – все это и многое другое связано со сверхдоходами крупного бизнеса, а также сросшегося с ним чиновничьего госаппарата. Нынешние российские власти смотрят на окружающую среду как на товар, который можно выгодно продать. И никто не должен мешать получать им сверхприбыли. Вот вам и вся публицистика.

Интернет-выход

Вместе с тем ситуация не столь уж безысходна – практически все участники круглого стола ссылались на Интернет. А по последним данным, в РФ зарегистрировано 94 тысячи СМИ, из которых 17,5 тысячи – электронных.

– Согласно социологическим опросам, на данный момент 78-80% россиян – пользователей Интернета – в качестве первого источника информации отдают предпочтение Сети, – говорит Ангелина Давыдова. – В больших городах население все меньше смотрит телевидение, предпочитая информацию online. Снижается и потребление печатных СМИ.

– Появилось определение «гражданская журналистика», объединившая материалы, публикуемые в блогах, – продолжает Давыдова. – Ряд СМИ, скажем, РИА Новости, Фонтанка.ру, предлагают своим читателям присылать собственные истории, размещая их на своих сайтах. WEB 2.0 – так называется этот феномен – готовит информацию при активном участии читателей. Сейчас на повестке дня третий вариант – WEB 3.0. Многие исследователи относят к нему платформы типа Twitter, Facebook, российский VKontakte. Его отличие – пользователи сами должны заполнить пустую предоставленную им форму. Здесь уже нет и тени цензуры.

Эконовостей станет больше

С бурным развитием сетевых технологий начала возрастать не только волна экологических публикаций, но и активность населения. Сейчас интерактивные СМИ уже способны влиять на ситуацию в стране даже при тотальном контроле за официальными СМИ. Выход на улицы Москвы сотен тысяч митингующих – итог исключительно сетевых коммуникаций.

Становится нормой, что крупные экологические акции проводятся во всех российских городах. Так, вся страна встала на защиту Байкала, Утриша, Химкинского леса…

– В условиях жесткой конкуренции официальные СМИ не могут абстрагироваться от проблем, которые миллионы людей обсуждают в Интернете, – говорит Александр Федоров. – Игнорировать темы экологии становится все более бесперспективным.

Участники круглого стола пришли к заключению, что с появлением информационного интерактивного пространства независимые СМИ становятся все более влиятельной силой, оказывающей воздействие на всю российскую жизнь. В ближайшие годы объем экологических новостей должен радикально возрасти. Роль экологических организаций – помочь осознать большинству россиян всю ценность природного наследия.