News

На Калининской АЭС цветет «липа»

Опубликовано: 16/08/2012

Автор: Евгения Дылева

С момента пуска в ноябре 2011 года 4-го блока Калининской АЭС за 3,5 месяца из-за неисправностей он останавливался около полутора десятка раз. Учитывая, что это был первый атомный реактор, запущенный в эксплуатацию после аварии на АЭС «Фукусима-1», к нему было приковано внимание мировой общественности. Рекламная акция ГК «Росатом» явно сорвалась. Одна из причин – низкое качество оборудования и строительных работ…

Тернистый путь в МАГАТЭ

Житель города Удомля Тверской области, специалист-дефектоскопист рентгеногаммаграфирования Владимир Александрович Ткачев, который в 2010-2011 годах занимался оценкой качества монтажных работ на строительстве 4-го энергоблока Калининской АЭС (Тверская область), стал свидетелем «случаев откровенной фальсификации и брака, ставящих под сомнение надежность и безопасную эксплуатацию атомного объекта».

Его обращения к вышестоящему начальству по месту работы ни к чему не привели. Тогда он подготовил пакет документов, в котором, помимо личного обращения, содержались рентгенограммы бракованных сварных швов, и отправил их в штаб-квартиру Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Но вскоре пакет вернулся. Причем вместо отправленных документов в нем оказалась… пачка чистых листов. Эксперты МАГАТЭ вернули «странное» послание автору. Как предполагает Ткачев, на каком-то этапе пересылки документы были подменены.

Случаи откровенной фальсификации

Приводим некоторые выдержки из пропавшего письма Ткачева.

«С 5.04.2010 г. по 9.09.2011 г. я работал в ЗАО «Севзапэнергомонтаж» города Удомля на строительстве 4-го энергоблока Калининской атомной электростанции в качестве дефектоскописта рентгеногаммаграфирования 4 разряда с правом выдачи заключения по радиографии. Качество работы при монтаже оборудования, трубопроводов ставит под сомнение надежность и безопасную эксплуатацию атомного объекта. Брак в этом деле смертельно опасен.

Несмотря на то, что выполняемые организацией работы нельзя отнести к ответственным (категория трубопроводов в основном – 3С), безответственный подход к выполняемой работе, как я считаю, недопустим и преступен. Объект, который строится таким образом, вызывает у меня обоснованное беспокойство…

Согласно требованиям ПН АЭ Г-7-010-89 (федеральные нормы и правила в области использования атомной энергетики, разработанные Росатомнадзором России), сформулированным в п. 1.4, организация обязана была проводить выборочный контроль смонтированного оборудования в объеме 5%, 10% и 25% из числа трудновыполняемых работ (согласно п. 9.1.7) или вызывающих сомнения по результатам предыдущего контроля. При обнаружении дефектов объем контроля удваивается, а при отрицательных результатах дополнительного контроля проводится сплошной, 100-процентный контроль. Причем дефекты, выявленные при этом, подлежат исправлению и обязательному занесению в журнал проведения работ с указанием дополнительных литер. «Р» – указывает на проведение первого ремонта и «2Р» – на второй ремонт…

Но в данном случае проводился сплошной контроль рентгеногаммаграфическим методом до тех пор, пока не наберется требуемый объем положительных результатов. Выявленные дефекты в сварных соединениях не регистрировались, сведения о ремонте – там, где он все-таки проводился, по удалению дефектов в сварных соединениях, в журнале не отображались. Имеются случаи откровенной фальсификации. Однажды меня попросили дать оценку качеству сварного соединения. Там оказался сплошной брак, хотя в журнале значилось, что дефектов не обнаружено…»

К заявлению Ткачев приложил черновики расшифровки рентгенограмм (на 13 страницах), но и те по пути в МАГАТЭ растворились…

Заявление

«Директору ЗАО «СЗЭМ» В. Л. Думе от дефектоскописта В. А. Ткачева. Прошу уволить меня по собственному желанию… Причина: малая заработная плата; грубые, по моему мнению, нарушения требований, норм и правил ТБ и РБ, а также контроля (не выданы каска, спецодежда, личный дозиметр, дозиметрический прибор, к работе допущен неаттестованный персонал, бракованные стыки по моим замечаниям не ремонтируются)…»

Дефектоскопист Ткачев был уволен в тот же день. Повлияла ли эта мера на рост качества строительных и ремонтных работ на КАЭС?

 

Комментарий эксперта «Беллоны»

История с возвращением документов Ткачева говорит о том, что все мы по-прежнему под контролем. Но какой ценой сохраняются подобные секреты? Плотность трубопроводов контуров – первое условие безопасности атомной установки любого назначения. Потеря герметичности первого контура – это путь к ядерной или, в меньшей степени, радиационной аварии. Сокрытие дефектов и фальсификация работ по обнаружению дефектов – уголовно наказуемые деяния. Поэтому, в случае достоверности информации, излагаемой Ткачевым, ею должен заинтересоваться прокурор.