News

Карлос Антонио да Роша Параньос: «Бразилия возглавит выработку новой повестки дня устойчивого развития»

Опубликовано: 16/07/2012

Автор: Лина Зернова

Третью декаду июня внимание мировой общественности было приковано к бразильской столице Рио-де-Жанейро, в которой проходила юбилейная конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20». Как известно, первый «Саммит Земли» прошел здесь же 20 лет назад. И, скорее всего, такой выбор Организации Объединенных Наций не был случайностью – Бразилия, возглавляющая список развивающихся стран, весьма ответственно относится к охране природы.

Об этом – наша беседа с чрезвычайным и полномочным послом Федеративной республики Бразилия в России Карлосом Антонио да Роша Параньосом.

– Любопытно, господин посол, повлиял ли на ваше общество «Саммит Земли», состоявшийся в Рио-де-Жанейро в 1992 году?

– Мы наблюдали заметный рост экологической сознательности бразильских граждан, выразившийся в работе различных неправительственных организаций и соответствующих дискуссионных форумов. Статистика свидетельствует о впечатляющем росте числа неправительственных организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды. По результатам исследования, проведенного в августе 2008 года Бразильским институтом географии и статистики совместно с Институтом прикладных экономических исследований, с 2002 по 2005 год количество неправительственных организаций, занимающихся вопросами экологии, увеличилось на 61% и составило 2562 в 2005 году. Это в три раза превышает динамику создания прочих неправительственных организаций (22,6%) по стране. Если рассматривать этот процесс за период с 1992 по 2005 год, то количество природоохранных и экологических неправительственных организаций возросло на 558,6%.

– Изменилась ли за минувшие 20 лет законодательная база Бразилии в сфере экологии?

– Вообще говоря, экологическое законодательство мы начали формировать еще раньше. Так, в 1975 году правительство Бразилии разработало национальную программу «Проалкоол», целью которой было заменить автомобильное топливо из нефтепродуктов, включая бензин, на спирт – альтернативный и возобновляемый энергоноситель. В 1995 году из-за падения производства автомобилей со спиртовыми двигателями программа «Проалкоол» была скорректирована. Это придало новый импульс автомобильному производству, которое снова пошло в рост.

В настоящее время частный сектор обеспечивает растущие инвестиции в производство спирта в качестве моторного топлива и энергоносителя. Успех автомобилей, оборудованных двигателями, которые работают как на бензине, так и на спирте, превзошел все ожидания. К середине 2000-х годов на долю этих автомобилей приходилось уже более 80% всего автомобильного производства в стране. Это стало возможным благодаря соединению инвестиций с новыми научными достижениями в области возобновляемого топлива.

Сейчас в парламенте идет рассмотрение нового лесного кодекса Бразилии. Этот чрезвычайно важный нормативный документ призван заменить действующее законодательство в этой сфере, принятое в 1965 году, и увязать задачи обеспечения роста сельскохозяйственного производства с сохранением окружающей среды.

bodytextimage_20111118_pavl102W3212.jpg

– Готовилось ли правительство Бразилии к «Рио+20»?

– Среди приоритетов, которые Бразилия обозначила для себя в рамках конференции «Рио+20», стоит дискуссия по вопросам искоренения бедности и усиления финансовых и технологических потоков, направляемых на цели устойчивого развития. Достижение этих целей требует значительных государственных, частных и политических ресурсов. В повестке дня конференции доминировали две большие темы. Первая   – «зеленая экономика» в контексте устойчивого развития и искоренения бедности. По этому вопросу отмечается наличие широкого согласия государств в отношении следующих аспектов: не существует единой модели «зеленой экономики»; нельзя рассматривать «зеленую экономику» в отрыве от задач искоренения бедности и целей социальной инклюзивности.

Каждая страна сформулирует свою собственную концепцию «зеленой экономики» исходя из существующих реалий, наличия ресурсов и вызовов, стоящих на пути ее развития. В основу бразильской концепции будут положены следующие направления: широкое использование возобновляемых энергоресурсов, эффективная борьба с вырубкой лесов и повышение доходов миллионов бразильцев. Попытки навязать государствам единые стандарты «зеленой экономики» чреваты серьезными перекосами, включая создание торговых барьеров, которые усугубляют неравенство между странами и социальные проблемы, наиболее остро стоящие в развивающихся странах.

Вторая тема связана с обеспечением процесса устойчивого развития необходимыми инструментами управления. Иными словами, речь идет о том, чтобы нацелить структуры ООН на укрепление принципа многополярности в международных отношениях, сокращение демократического дефицита и обеспечение более глубокой интеграции социального, экономического и экологического измерений устойчивого развития.

– Какой процент в структуре бразильской энергетики составляют возобновляемые источники энергии?

– Для обеспечения экономического роста Бразилия располагает большим энергетическим потенциалом, включая такие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), как крупные и малые гидроэлектростанции, ветряные электростанции, а также электростанции, работающие на биомассе. Их доля сегодня превышает 45%. В странах Организации экономического сотрудничества и развития эта цифра составляет 6,7%, а в среднем на планете – 12,9%.

В соответствии с основными направлениями «Плана развития энергетики до 2020 года», разработанного в 2010 году министерством горнорудной промышленности и энергетики Бразилии, в ближайшее десятилетие ВИЭ будет дан приоритет в удовлетворении растущего потребления электроэнергии в стране.

Среди механизмов стимулирования активного использования ВИЭ можно назвать линию долгосрочного финансирования генерирующих мощностей на основе чистых источников энергии, открытую Национальным банком экономического и социального развития (BNDES), а также действующую с 2002 года Программу стимулирования альтернативных источников электроэнергии (PROINFA), в рамках которой создан механизм повышения удельного веса в Объединенной национальной электросети электроэнергии, генерируемой автономными независимыми производителями на основе использования ветряной энергии, а также малыми ГЭС и электростанциями на биомассе.

– Другими словами, правительство Бразилии уже давно занялось переводом экономики страны на «зеленые рельсы»?

– Действительно, наше правительство давно принимает меры, призванные стимулировать развитие ВИЭ, усилить борьбу с незаконной вырубкой лесов, а также повысить энергоэффективность. Эти задачи Бразилия решает в контексте искоренения бедности и противодействия угрозам экономического развития. В «Национальном энергетическом плане до 2030 года», разработанном агентством исследований в области энергетики при министерстве горнорудной промышленности и энергетики Бразилии, предусмотрен целый ряд мер, направленных на увеличение производства «чистой» энергии и на повышение энергоэффективности.

Говоря о «зеленой экономике», бразильское правительство полагает, что главный вопрос состоит в необходимости увязать цели устойчивого развития с экономической реальностью. В процессе принятия решений и выработке стимулирующих механизмов нужно принимать во внимание реалии каждой страны в отдельности.

– Имеются ли в республике острые экологические проблемы?

– Наиболее острыми являются уничтожение природной растительности и рек, а также нерегулируемый рост городов. В Амазонии наиболее остро стоит проблема незаконной добычи древесины и полезных ископаемых. За последние 100 лет бесконтрольная вырубка привела к тому, что под угрозой исчезновения оказался Атлантический лес, в котором осталось всего 7% естественной растительности. Уничтожение прибрежных лесов становится основной причиной заиливания рек.

– На каких принципах формируется в вашей стране институциональная база устойчивого развития?

– В основе бразильской концепции устойчивого развития лежит осознание того, что отправной точкой новой модели взаимоотношений между институтами (государство) и организациями (фирмы) должна стать новая система культурных ценностей, в рамках которой задачи экономической конкуренции будут подчинены поиску новых путей и возможностей для сохранения окружающей среды.

Для того чтобы новое мироустройство пришло на смену существующей модели, необходимо сделать так, чтобы широкие слои нашего общества овладели новым экологическим мышлением. Речь идет об изменении всего стиля жизни, который должен обрести цивилизованный характер. С одной стороны, этому способствует осознание масштабов воздействия на окружающую среду и рисков, связанных с углублением научных знаний, а с другой – целый ряд факторов, напрямую не связанных с экологией, но предопределивших крах господствовавшей в 60-х годах прошлого века уверенности в том, что благополучие грядущих поколений можно обеспечить исключительно за счет экономического роста.

– Какие плюсы для вашей родины от проведения «Рио+20» видите лично вы?

– В качестве устроителя конференции «Рио+20» Бразилия возглавит процесс выработки новой повестки дня для устойчивого развития. Для этого у нас имеются необходимые полномочия, гарантированные нашим лидирующим положением в мире в области «чистой» и возобновляемой энергии, а также в сфере реализации политики инклюзивного экономического роста. Опыт Бразилии является убедительным свидетельством возможности обеспечить инклюзивный рост при сохранении природы.