Банк данных российской арктической нефти – проект перешел в практическую плоскость

frontpageingressimage_IMG_2052.JPG Photo: Bellona

Информация, полученная в результате реализации проекта, позволит выбрать наиболее эффективный способ ликвидации разлива нефти. Осуществлять этот проект будет федеральное бюджетной учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Мурманской области» (ФБУ «Мурманский ЦСМ»), а профинансируют его международные инвесторы в рамках европейской программы соседства, партнерства и приграничного сотрудничества «Коларктик».

Добываемая в разных местах арктического побережья нефть не однородна по своему составу и по-разному ведет себя в морской воде. Поэтому ликвидаторам необходимо заранее знать свойства той нефти, что им придется собирать. Основываясь на данных «банка» и текущих метеоусловиях, они выберут механический или химический способ сбора нефтепродуктов. Это позволит намного быстрее ликвидировать аварию.

Оборудование для исследований свойств нефти было подарено ФБУ «Мурманский ЦСМ» норвежской нефтяной компанией «СтатойлГидро». Лаборатория была смонтирована, но практически простаивала из-за отсутствия источника финансирования её работы. «Мурманский ЦСМ» смог найти лишь немного средств на опытные исследования, которые в итоге стали основой будущего банка данных. Найти настоящее финансирование удалось только сейчас,  представив проект «Совершенствование системы реагирования на аварийные разливы нефтепродуктов» на соискание гранта европейской программы «Коларктик».

Идею создания такого банка данных сразу поддержали экологи. Объединение экологических организаций Кольского полуострова «Северная коалиция» даже отправляло обращения к бывшему губернатору области Дмитриенко с просьбой найти финансирование для создания нефтяного банка данных. Однако «хозяин» области промолчал. Видимо, он не в полной мере понимал, что разработка нефтяных месторождений, создание транспортной инфраструктуры и увеличение объема грузоперевозок в российской части Арктики, ведут к увеличению риска разлива нефти в акватории северных морей. При этом в Мурманской области действует рейдовые и береговые нефтяные терминалы на берегах Кольского залива, например, «Белокаменка» и «Мохнаткина пахта». А в Кандалакшском заливе Белого моря работает порт Витино, куда активно заходят танкеры с грузами нефти, и Беломорская нефтебаза, которая второй год подряд загрязняет  море.  

— Добыча, транспортировка, перевалка нефти никогда не обходиться без аварийных ситуаций. Что касается моря, то пока танкер идет с месторождения до места перевалки всегда существует риск аварии. Поэтому нужно всегда быть готовым в любую минуту оперативно реагировать. Особенно, если речь идет о Кольском заливе. Он является объектом высшей рыбохозяйственный категории и его вообще никак загрязнять нельзя. В случае аварии нефть очень быстро окажется на берегу. Это значит, что ликвидаторам нужно будет действовать очень быстро. И в этой ситуации особенно важно понимать, какие именно способы применять для сбора нефтепродуктов, — сообщил координатор  Баренцевоморского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Вадим Краснопольский.

Создание первого в России банка данных арктической нефти во многом зависит и от позиции нефтяных компаний, работающих в Арктике. Ведь их никто не обязывает предоставлять образцы своей нефти, и делают они это добровольно. Правда,  одни согласились сразу, а других пришлось долго уговаривать. Они опасались, что ученые получат данные, содержащие коммерческую тайну, например, о «жирности» нефти, и они попадут к конкурентам. Однако руководство «Мурманского ЦСМ» убедило их, что эти опасения напрасны, потому что лаборатория проводит совсем другие исследования. Нефтяники в итоге под честное слово пообещали предоставлять образцы и дальше.

«Мурманский ЦСМ» очень надеется на продолжение такого сотрудничества. А также на поддержку своих партнеров по проекту. Ими стали компания «Стурвик Консалт», «Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление», «Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Министерство экономического развития Мурманской области, компания «Нор Тек Оулу», Финский экологический институт, Норвежская береговая администрация губернии Тромс и Финнмарк.

Участие наших северных соседей связано с тем, что этим проектом предусмотрено проведение совместных учений по ликвидации нефтяных разливов, в которых примут участие аварийные службы России, Финляндии и Норвегии.

Алексей Павлов