News

Реконструкция железной дороги Выборг-Каменногорск ведется незаконно

Опубликовано: 03/07/2012

Несмотря на незаконность работ по реконструкции железной дороги Выборг-Каменногорск, проектировщики и представители РЖД призывают не беспокоиться - по их мнению, проект хороший, хотя может негативно сказаться на территории его реализации и не учитывает интересы местного населения.

В минувшую пятницу 29 июня в поселке Гвардейское Выборгского района Ленинградской области прошли публичные слушания по проекту реконструкции участка железной дороги Выборг — Каменногорск. Несмотря на будний день и неудобное время (2 часа дня) в слушаниях приняло участие свыше 100 человек. Причем места в помещении поселкового клуба, где проводилось мероприятие, не хватило — часть жителей вынуждена была слушать выступающих стоя у дверей снаружи.

Для многих жителей стал откровением тот факт, что проект на данный момент находится только в стадии согласования и даже не прошел государственную экспертизу. Между тем строительные работы на всей протяженности трассы идут полным ходом, а жители успели привыкнуть к разбитым тяжелой техникой дорогам, постоянному шуму и тому, что их дома временами сотрясаются от взрывов.

На резонный вопрос, на каком основании уже минимум полгода ведется строительство, представители ОАО <РЖД> ответить не смогли. Присутствовавший на слушаниях руководитель проектов общественной организации <Зеленая Волна> Алексей Травин резюмировал, что строительство ведется незаконно, а уже возведенные объекты представляют собой чистой воды <самострой>, и попросил отразить это в протоколе. Проектировщики и представители РЖД даже не пытались оспорить это утверждение, судя по всему, результат слушаний их вообще не волновал.

Главный инженер петербургской ДКРС (Дирекции по комплексной реконструкции железной дороги и строительству объектов железнодорожного транспорта) ОАО <РЖД> Роман Соловьев рассказал об основных параметрах проекта и даже пытался отвечать на вопросы. Однако ответить по существу на многочисленные претензии со стороны жителей и районных властей ни Соловьев, ни другие представители заказчика строительства так и не смогли. По большому счету, жителей призывали не беспокоиться и поверить проектировщикам на слово, что проект хороший. Между тем оснований для беспокойства более чем достаточно:  По планам после реконструкции интенсивность движения возрастет в несколько раз и составит 45 пар поездов в сутки (сейчас 10), то есть в среднем 4 поезда в час.  Проект не предусматривает строительство путепроводов в местах пересечения с автодорогами — все переезды останутся открытыми. При этом только на территории МО <Гвардейское> 4 автомобильных переезда, а на всем протяжении пути от Выборга до Каменногорска их 16. Жители не без оснований опасаются, что в результате большую часть времени они будут отрезаны от мира.

Первый заместить главы администрации Выборгского района Ленобласти Эдуард  И сообщил, что 3 мая было совещание у губернатора, на котором главы Выборгского и Приозерского районов солидарно заявили, что отсутствие путепроводов неприемлемо. Тогда представитель <РЖД> обещал учесть эти пожелания, однако, судя по представленным материалам, этого сделано не было.

Впрочем, доехать до Гвардейского из соседних населенных пунктов сложно уже сейчас. Строители активно используют для подвозки материалов дороги общего пользования, в результате некоторые участки полностью приведены в негодность.  Кто и когда будет их ремонтировать, а главное за чей счет, не ясно. Деньги на восстановление дорог в проекте не предусмотрены. Собственно и сам проект еще не утвержден, формально его как бы еще нет, однако ущерб он уже наносит вполне реальный.

Местные жители указывают, что грунты при строительстве мостов ссыпаются прямо в воду, загрязняют ее и забивают протоки. В результате Смирновское озеро вышло из берегов: весной вообще затопило дороги — людям приходилось ходить по воде. В ответ проектировщики заявили, что строительство и наводнение никак не связаны.

Жители в случайные совпадения верить не готовы. Они потребовали, чтобы все высказанные претензии и замечания были отражены в протоколе публичных слушаний и учтены при доработке проекта и проведении его  государственной экспертизы. В ближайшее время также должны пройти слушания в Выборге, на которых станет понятно готова ли железная дорога идти навстречу населению. Жители настроены решительно и будут обращаться в вышестоящие инстанции, если их интересы не будут учтены. Кроме того жители и экологи намерены обратиться в контролирующие органы с требованием остановить незаконное строительство.

Для справки

Реконструкция участка железной дороги Выборг-Каменногорск — является частью планов по выводу грузового движения на новую линию Выборг — Каменногорск — Лосево — Сосново — Ручьи, чтобы освободить Выборгское направление для движения скоростных поездов <Аллегро>.  Эти планы включают в себя реализацию еще ряда проектов, в частности: реконструкция участка Сосново-Петяярве и строительство новой ветки Лосево-Каменногорск, которые также сопровождаются нарушениями и протестами со стороны жителей.
 
Из четырех первоначально рассматривавшихся вариантов организации грузового движения выбранный маршрут является самым затратным. Кроме того, по оценке РосНИИПИ урбанистики, его реализация нанесет наибольший комплексный экологический и социально-экономический ущерб территории.

Железная дорога пройдет через населенные пункты, дачные и садоводческие массивы, которые окажутся в зоне ее непосредственного влияния. Это негативно отразится на качестве жизни людей и состоянии окружающей среды.

Большое число жилых домов, садоводческих и дачных участков, попадают в зону строительства. Однако отношения с их собственниками до сих пор не урегулированы.

В результате строительства пострадают природные и рекреационные объекты. Новая железная дорога перережет северную оконечность Карельского перешейка, которая до сегодняшнего дня была наименее затронута хозяйственной деятельностью.

Зона акустического воздействия, по оценкам независимых экспертов, составит около 900 метров. Эффективные мероприятия по снижению акустической и вибрационной нагрузки от эксплуатации новой линии не предусмотрены. Даже в случае установки акустического экрана уровень шума будет превышать санитарные нормы.
 
Предполагаемое строительство ведется зоне санитарной защиты ряда крупных и мелких озер, включая оз. Каменногорское, которое в настоящее время является безальтернативным источником питьевого водоснабжения для города Каменногорск.

Согласно ТЭО проекта до 80% предполагаемых грузоперевозок приходится нефтеналивные и угольные составы. В случае техногенных аварий возникают риски попадания нефти и нефтепродуктов в водные объекты.

Контакты:

Координатор Зеленой волны —
Алексей Травин: +7 911 986 14 28
Руководитель инициативной группы  —
Галина Михайловна Рацун: +7 911 924 98 64