News

В Мурманске обсудили проблему мониторинга радиационной обстановки

Andrey Zolotkov

Опубликовано: 18/05/2012

Автор: Алексей Павлов

Участниками международной конференции «Мониторинг природных и техногенных процессов – основа предупреждения чрезвычайных ситуаций в Мурманской области» стали специалисты из Архангельска, Петербурга, Москвы, Мурманска, Швеции и Норвегии.

Как известно, Мурманская область является одним из самых потенциально опасных регионов России с точки зрения ядерной и радиационной безопасности. Здесь находятся Кольская АЭС, атомные ледоколы, военные подводные и надводные корабли с ядерными энергетическими установками, объекты временного хранения отработавшего ядерного топлива, большой пункт временного хранения реакторных отсеков, предприятия по обслуживанию и ремонту атомных судов.

Долгое время радиационную обстановку вокруг них контролировали разные ведомства. Например, за фоном вокруг Кольской атомной наблюдают как специалиста самой станции, так и Федеральное Медико-биологическое агентство в лице Управления 118.

По словам руководителя Беллоны-Мурманск Андрея Золоткова, система контроля радиационной обстановки на объектах использования атомной энергии – это неотъемлемая часть производственной инфраструктуры, как на гражданских, так и на военных предприятиях. «Создание систем непрерывного мониторинга радиационной обстановки и доступность данных – это требование времени, и не последнюю роль здесь сыграли известные всем аварии», — считает Золотков.

— За последние 25 лет было три случая расхождения полученных данных. Да и то связаны они с человеческим фактором, — сообщил его руководитель Вадим Королев. – Дозиметристы АЭС неправильно взяли пробы. Кстати, станция всегда признает свои ошибки, если наши данные оказываются точнее.

Однако наличие только ведомственного контроля не позволяло властям региона видеть полную картину происходящего. То есть, гарантировать своему населению правдивую информацию и полную безопасность. Поэтому несколько лет назад в области была создана единая автоматическая система контроля радиационной обстановки (АСКРО).

Датчики этой системы установлены, в основном, на постах Гидромета, находящихся рядом с опасными объектами. Они в автоматическом режиме передают данные об уровне радиационного фона, что исключает ошибки и позволяет эффективно контролировать ситуацию. Кроме стационарных постов в АСКРО всходят и передвижные лаборатории. Совсем недавно система прошла боевое крещение во время пожара на атомной подлодке «Екатеринбург».

— Система использовалась следующим образом – велся учащенный радиационный мониторинг. Основные данные поступали со стационарного поста радиационного контроля. Они показывали, что фон был в пределах нормы, то есть в пределах 8-13 микрорентген в час (0.08-0,13 мкЗв/ч). Это наш обычный фон, — сообщила начальник центра мониторинга и прогнозирования управления ГО и ЧС Мурманской области Наталья Рыбчак.

– Так же туда выехала передвижная радиометрическая лаборатория, которая на месте собирала данные. Плюс мы ещё использовали переносные приборы. Все они показывали, что фон остается в норме.

В своих выступлениях участники семинара сошлись во мнении, что в Мурманской области создана и работает самая лучшая в России система контроля радиационной обстановки. Только её нужно немного скорректировать в свете последних событий на АЭС в Фукусиме.

— Здесь, в Мурманской области более-менее хорошо, — отметил один из создателей системы, кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией Института проблем безопасного развития атомной энергетики Владимир Киселев. – Но с учетом того, что ситуация в прошлом году резко изменилась, нужно повышать эффективность, безопасность.

Другой очаг возможной беды – предприятия области, занимающие судоремонтом и утилизацией атомных судов. Это СРЗ «Нерпа», заводы № 10 и №35. Их тоже контролирует датчики, а так же проводятся выездные проверки.

— Если сравнить эти три завода то больше всего внимания привлекает, конечно, «Нерпа».  Но только потому, что там проводятся больше всего работ с атомными судами. Так вот проверки показывают, что предприятие не оказывает губительного радиационного воздействия на население и своих работников. Превышения допустимых норм там нет, — сообщила в своем докладе младший научный сотрудник лаборатории проблем радиационной безопасности и промышленных и морских объектах ФГУП НИИ ПММ Дарья Арефьева.

Иностранные коллеги из Норвегии и Швеции тоже согласны с оценкой работы, проделанной на Кольском полуострове. Они — наши соседи и хотят знать, представляют ли наши ядерные объекты реальную опасность, чтобы вовремя среагировать на возможные ЧП.

— Наше сотрудничество базируется на открытом диалоге. Мы всегда ведем дискуссии, которые направлены на обмен опытом — сообщила координатор проектов агентства по радиационной безопасности Швеции Вивьен Санбергер.

Отвечая на вопрос о полноте и достоверности данных, предоставляемых российской стороной Санбергер рассказала: «Я не могу сказать в процентах, насколько они достоверны. Но я думаю, что каналы, по которым поступает информация, надёжны, и у нас нет повода обсуждать или опровергать правдивость этих данных».

По мнению руководителя мурманской Беллоны, в нормальной обстановке нет оснований для сомнения в данных радиационного контроля. «Другой вопрос, на который пока нет точного ответа, — это как поведут себя государственные структуры в случае непредвиденных ситуаций. Если сравнить, например, взрыв бытового газа в жилом доме и аварию на атомном объекте, то, на мой взгляд, это две психологически разные чрезвычайные ситуации для населения. Поверят ли люди информации из уст чиновников?».

Самым разумным решением, по мнению Золоткова, может стать максимальное удаление потенциально ядерно- и радиационно-опасных объектов от крупных населенных пунктов и жизненно важных транспортных магистралей.