News

Путин и Арктический шельф

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в Интернет-конференции с представителями индийской общественности 12 марта 2010 года.
http://www.premier.gov.ru/

Опубликовано: 13/04/2012

Автор: Анна Киреева

КОММЕНТАРИЙ: Вчера Председатель Правительства РФ Владимир Путин провёл совещание по вопросу стимулирования освоения континентального шельфа, в Мурманске состоялся ряд мероприятий по освоению Арктического шельфа. Между тем, вопросов к разработчикам меньше не становится.

Несмотря на то, что в России еще ничего не готово к развитию нефтегазовых проектов в Арктике, Правительство страны продолжает настаивать на реализации этих проектов. То, как часто эта тема обсуждается на самом высоком уровне, и то, на какие короткие сроки переносится принятие инвестиционного решения по Штокману, говорит только об одном — эти проекты будут реализованы. И реализованы они будут вопреки всему: экономической нерентабельности, отсутствия реальных рынков сбыта СПГ, экологической и технологической несостоятельности.

Технологичный Штокман

«По сути, мы не просто выходим на шельф, мы приступаем к формированию в России новой, высокотехнологичной отрасли мирового класса и масштаба. В свою очередь эта отрасль, безусловно, будет задавать спрос на продукцию судостроения, металлургии, машиностроения, на новейшие, самые продвинутые научные разработки, на услуги строительных компаний и так далее», — сообщил Российский Премьер на совещании по вопросу стимулирования освоения континентального шельфа.

Беллона выражает искреннее сомнение в том, что, например, на Штокмановском проекте будет применяться технологии последнего поколения. Свидетельством этому является ситуация со строительством двух буровых «нового поколения» для проекта. Они были построенные в Выборге, а сейчас они находятся в Корее, и никто не знает, что с ними делать. В «дефектной ведомости», заполняемой во время приемки оборудования, к этим буровым отмечено 700 замечаний. Кто, когда, и за какие средства будет их устранять — большой вопрос.

«Штокман Девелопмент АГ» постоянно говорит о новом высокотехнологичном «уникальном» добычном судне для освоения месторождения. Это судно не то, что еще не построено, его строительство даже не заказано.

Экологичный Штокман

«К участникам проектов будут предъявляться самые серьёзные требования — это касается выполнения технологических и экологических стандартов… И, конечно, наше принципиальное требование к компаниям, работающим на чувствительных для природы участках, — это использование экологически чистых технологий, которые позволяют минимизировать нагрузку на окружающую среду вплоть до нулевого сброса в морскую среду всех видов отходов производственной деятельности», — цитирует Премьера его официальный сайт.

По мнению президента экологического объединения Беллона Фредерика Хауге, Путину надо оценить целесообразность инвестирования баснословных денег в Штокман вместо инвестирования в обновление инфраструктуры добычи нефти и газа на уже разрабатываемых месторождениях, где, из-за ветхости инфраструктуры происходят большие утечки, приносящие огромный ущерб окружающей среде и здоровью населения.

Беллона неоднократно заявляла, что ОВОС Штокмановского проекта, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и объем замечаний экологических организаций был сопоставим с объемом самого ОВОСа.

Напомним, что в конце прошлого года Беллона и ряд других экологических организаций России направили в адрес компаний «Газпром», «Статойл» и «Тоталь» заявление с призывом не принимать окончательное инвестиционное решение до тех пор, пока не будут ликвидированы все пробелы в оценке экологических рисков и не будет разработан план ликвидации аварийных ситуаций.

«Мы выражаем свои опасения, что инвестиционное решение, принятое без полного учета и гарантий финансовых затрат, связанных с ликвидацией аварийных ситуаций и минимизацией/компенсацией экологического ущерба, не может быть адекватным» — говорится в совместном заявлении экологических организаций.

Экологи упрекают ШДАГ в отсутствии плана ликвидации аварийных ситуаций, который должен предполагать оценку сил и финансовых средств, необходимых для реагирования. Компания не закончила комплексную экологическую оценку проекта: не известны результаты оценки акустического влияния проекта и воздействия газогидратов на природную среду, не оценены риски, связанные с изменением климата, и меры по снижению выбросов парниковых газов, которые также требуют дополнительных финансовых затрат.

Если же говорить об экологической составляющей нефтяных проектов в Баренцевом и Карском морях, то здесь ситуация еще печальнее.

Например, у Северного филиала ФГУП «Балтийское БАСУ» в распоряжении находится всего несколько судов для ликвидации аварийных разливов нефти. Если разлив нефти произойдет, например, в районе Диксона (около 2000 км от Мурманска), то самое быстроходное судно для его локализации и устранения окажется на месте аварии в лучшем случае, через пять дней. Не многовато ли это для хрупкой природы Арктики?

В конце марта 2012 года акционеры ШДАГ не смогли договориться по инвестиционному решению для проекта, поскольку так и не получили льготы. Судя по всему, теперь компания получит льготы, причем существенные. Видимо, Штокман все-таки войдет в фазу реализации в ближайшем будущем, но не как высокотехнологичный, экологически безопасный и прибыльный проект, а как политический.