News

Росатом меняет курс?

G-8 official site

Опубликовано: 11/04/2012

Автор: Лина Зернова

В июле 2011 года в Петербургском Доме журналиста по инициативе журнала «ЭиП» состоялся круглый стол «Снижение ядерных рисков путем совершенствования социальной политики в городах Росатома». Предмет обсуждения – обнищание атомных городов и рост в связи с этим ядерных рисков. «В результате законодательной «зачистки» ГК «Росатом» оказалась освобождена от каких-либо социальных обязательств перед населением атомных городов. Но самое главное – эти гарантии не взяло на себя и государство», – говорилось в материале «Атомная пирамида», опубликованном по итогам круглого стола в «ЭиП» № 43.

Ответы на вопросы, поставленные на круглом столе, были получены 8 февраля 2012 года, причем непосредственно из уст главы ГК «Росатом» на встрече с жителями города Сосновый Бор Ленинградской области. Две трети своего почти трехчасового выступления Сергей  Кириенко посвятил «социалке». Учитывая факт разительной перемены в позиции ведомства и актуальность темы, цитируем с некоторыми сокращениями высказывания главы госкорпорации.

О ПОМОЩИ ВРАЧАМ

«Сегодня 60% специалистов в ЦМСЧ (Центральная медсанчасть Соснового Бора. – Л. З.) – пенсионеры. Молодые кадры не идут из-за низкого уровня заработной платы. Острейший вопрос – служебное жилье. По ряду направлений – эндокринология, терапия, стоматология, кардиология, реаниматология и др. – кадровая ситуация на грани катастрофы». («ЭиП» № 43, стр. 17)

С. К.: Сегодня в Сосновом Бору Росатом достраивает первый 300-квартирный дом. Всего в рамках сооружения первой очереди ЛАЭС-2 мы должны построить больше 1200 квартир. Обычно при сооружении АЭС мы не строим жилье, наша задача – платить хорошую зарплату работникам, а также налоги во все виды бюджетов. Но в Сосновом Бору осознанно решились на большую жилищную программу.

У нас принят целый ряд решений и по сооружению, и по особым условиям ипотечной программы. Если для всех станций первоначальный взнос в виде беспроцентной ссуды, которую может получить работник, составляет 600 тысяч рублей, на Ленинградской – 800 тысяч. Мы готовы распространить свою ипотечную программу на ключевых специалистов-медиков. За счет госкорпорации – дать им такие же льготные условия, как и работникам ЛАЭС, по первой ссуде, а также по дополнительной оплате.

Необходимо также обеспечить целевое финансирование врачей ФМБА – и цеховых терапевтов, и узких специалистов – теми доплатами, которые существуют сейчас у участковых врачей в обычной медицине.

О МЕДСТРАХОВАНИИ

«Добровольное медицинское страхование (ДМС) не выдерживает никакой критики. Оно практически отдано на откуп нищему обязательному медицинскому страхованию, а для бывших работников АЭС с начала 2011 года – вообще отменено». (Из выступления депутата муниципального совета Т. В. Мавриной.)

С. К.: Похоже, что в вопросе медстрахования у нас случилась ошибка, признаю ее. Уже достигнута договоренность о корректировке стандартов по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). Но определить стандарт, обеспечивающий достойную медицинскую помощь, вычитать из него сумму ОМС, которую финансирует государство, остальное – добавлять от госкорпорации. И эта работа уже начата среди наших пенсионеров.

Надо запускать еще и систему прямых договоров, с помощью которых предприятия Росатома могут заключить прямой договор с медсанчастью, помимо страховой компании. Это позволит более требовательно подойти к качеству услуг для всех категорий – и работников, и ветеранов, и детей. Если мы откорректируем свои договоры по добровольному медицинскому страхованию, это даст больше денег для медсанчасти. В итоге выиграют и пациенты, и врачи.

О НАЛОГАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ…

«Начиная с 2006 года Сосновый Бор – один из лидеров Ленинградской области по объемам инвестиций и строительных работ – числится в дотационщиках. Если в 2000 году налоговые поступления с ЛАЭС составляли 67,8% городского бюджета, то в 2010-м они сократились до 15,1%, т. е. в  4,5 раза…» («ЭиП» № 43, стр. 15)

С. К.: Если большая часть налогов уходит в федеральный бюджет, значит нужно их оттуда вернуть целевыми программами. В конце января на правительственной комиссии, состоявшейся в Тихвине, Владимир Путин объявил о готовности выделять целевые деньги из федерального бюджета на развитие таких вот наукоградов, инновационных городов, названных модным словом «кластеры». Сосновый Бор в список уже включен. Теперь задача – подготовить соответствующую программу. То есть федеральное правительство готово финансировать в развитие инфраструктуры этих городов. Надо только точно понять, во что вкладывать деньги.

…РЕГИОНАЛЬНЫХ

«Налоговые поступления от объектов мирного атома в бюджет Ленинградской области заметно возросли. Если в 2000 году они составляли 365 млн рублей, то в 2010-м – уже 2 млрд 375 млн. Но из этой суммы… городу Сосновый Бор не досталось практически ничего». («ЭиП» № 43, стр. 15)

С. К.: Считаю, предмет дискуссии здесь есть. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы львиная доля выплаченных нами налогов вернулась в город-атомщик. Действительно, более 2 миллиардов уходит в субъект Федерации, а с пуском ЛАЭС-2 эти цифры возрастут, по моим оценкам,  минимум на миллиард рублей. Но этот вопрос нужно решать с губернатором субъекта Федерации.

Кроме того, с рядом региональных правительств мы заключили соглашения, в которых говорится о дополнительных 100 миллионах рублей налоговых поступлений, которые госкорпорация готова выплачивать на условиях целенаправленного перечисления их в города-атомщики. И предварительные переговоры с губернатором Ленинградской области проведены.

…НА ЗЕМЛЮ

«Именно объектов атомной отрасли коснулись поправки в Налоговый и Земельный кодексы, принятые в середине 2000-х. Сначала статьей 27 Земельного кодекса земли, занятые объектами использования атомной энергетики, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, были выведены из оборота. А затем в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса эти изъятые из оборота земельные участки перестали быть объектами налогообложения. Отсюда и нищий местный бюджет». («ЭиП» № 43, стр. 15)

С. К.: Я не думаю, что следует вновь вводить налог на землю, потому что таким образом вы сделаете дороже объекты атомной энергетики и в результате встанет вопрос о целесообразности их строительства. В таком случае надо ли строить 3-4-й блоки? Может, вместо них газовую станцию построить? Ухудшится конкурентоспособность атомных энергоблоков. Я не думаю, что это правильно.

О ПЕРСПЕКТИВАХ

Итак, перемены в социальной политике Росатома налицо. Безусловно, хотелось бы понять, в чем их причины? В предвыборной ситуации – а выступление Сергея Кириенко состоялось накануне президентских выборов – или в осознании того, что «города с нищими бюджетами, деградирующей «социалкой», плохим здравоохранением, а в итоге – деградирующим населением» на самом деле снижают планку ядерной и радиационной безопасности?

Поживем – увидим.

 

Лина ЗЕРНОВА