News

Почему утонула платформа «Кольская»

blogger51

Опубликовано: 10/04/2012

Автор: Вадим Кантор

18 декабря 2011 года в Охотском море случилась трагедия. Самоподъемная буровая платформа «Кольская», которую буксировали от берегов Камчатки к Сахалину 2 судна – ледокол «Магадан» и шельфовый буксир «Нефтегаз­55», во время шторма опрокинулась и вскоре затонула на глубине 1000 м. Платформа в это время находилась примерно в 200 км от Сахалина. Из 67 человек, находившихся в этот момент на борту платформы, спаслись только 14. Платформа принадлежала ОАО «Арктикморнефтегазразведка».

МНОГОЧИСЛЕННЫЕ «ПОЧЕМУ?»

В открытом доступе в Интернете есть кадры последних часов жизни членов экипажа затонувшей платформы «Кольская». Их выложила дочь капитана плавучей буровой Михаила Терсина Наталья Дмитриева. На кадрах, снятых за несколько часов до трагедии, – молодые ребята надевают оранжевые термокомбинезоны из неопрена, смеются, улыбаются друг другу. Чей­то голос, скорее всего, снимающего эти кадры, шутя произносит: «Ну что, готовимся в последний поход?» Никакой растерянности и паники. Шторм на море – обычное дело.

«Эту запись сделали ребята, которые выжили», – поясняет журналистам Наталья. – Был подан сигнал SOS и уже после него – команда одеться по погоде». По мнению Натальи Дмитриевой, моряков обнадежили, что за ними прибудет вертолет, и они не готовились к самостоятельной эвакуации: «Я думаю, что ребята стали бы эвакуироваться посредством надувных плотов. На них они должны были добраться до буксира «Нефтегаз­55», где их могли бы поднять на борт. По крайней мере, людей можно было бы спасти». Но вертолеты так и не пришли, а плоты отвязать не успели – платформа начала переворачиваться. Люди стали прыгать в воду…

Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, занимающаяся расследованием этого происшествия, до сих пор его не закончила. Оно несколько раз продлевалось, поскольку все время требуются более подробные данные, надо изучить массу технических документов, возникают новые вопросы. Наверное, следствие разберется во всех технических причинах, приведших к переворачиванию платформы и гибели людей. Установит, что было первопричиной: разрушение волнами воздушных танков, или же нарушение правил транспортировки, или  то и другое вместе. Но не менее важно разобраться и в том, как платформа «Кольская» вообще оказалась в этом регионе, что она там делала до буксировки на Сахалин, почему ее стали перегонять уже в тяжелых зимних условиях и почему на ней находилось так много людей.

НЕЗАКОННОЕ БУРЕНИЕ НА КАМЧАТКЕ

Компания «Газфлот», являющаяся 100%­ной «дочкой» Газпрома, арендовала платформу у ОАО «Арктикморнефтегазразведка» для проведения разведочного бурения на шельфе Камчатки, на скважине с говорящим названием «Первоочередная». Вот только надлежащих разрешений на эти работы получено не было: буксиры привели платформу на Западно­Камчатский шельф 26 августа 2011 года и бурение «Газфлот» начал имея отрицательное заключение государственной экологической экспертизы.

Российские экологические организации начали бить тревогу по этому поводу еще в сентябре 2011 года. Согласно спутниковым данным, «Кольская» встала в 7 милях от берега, в 6,5 мили от ближайшего рыбопромыслового участка, между устьями нерестовых рек Крутогорова и Колпакова.

При этом экологи настоятельно рекомендовали придерживаться 12­мильной зоны: морская акватория в районе Западно­Камчатского шельфа имеет особую рыбохозяйственную ценность и в ней недопустима любая нефтедобывающая деятельность. Здесь нагуливается лосось, воспроизводятся камчатский краб, минтай, палтус, сельдь и другие виды рыб. Да и вообще, здесь добывается чуть ли не четверть морских биоресурсов страны.

«При поддержке WWF специалисты КамчатНИРО разрабатывают биологическое обоснование рыбохозяйственной заповедной зоны для Западно­Камчатского шельфа. В соответствии с проектом на участках, максимально ценных для сохранения биоресурсов, должно быть разрешено только рыболовство, – считает координатор морской программы Камчатского отделения WWF Анатолий Декштейн, – так что бурение ведется практически в центре предполагаемой заповедной зоны».

WWF уточняет, что основанием для выдачи отрицательного заключения государственной экологической экспертизы стали следующие факторы: в проектной документации не учтены спецтребования лицензионного соглашения ОАО «Газпром» об обеспечении нулевого сброса бурового раствора и выбуренного шлама; отсутствует оценка воздействия бурения на морских птиц и млекопитающих, не предусмотрены мероприятия по снижению этого воздействия; отсутствует анализ рисков, связанных с аварийными разливами нефти; не учтено высокое рыбохозяйственное значение района бурения; в разных томах документации имеются значительные фактологические расхождения.

Экологи обратились в Росприроднадзор, в Генеральную прокуратуру. Разбирательство по этому делу длилось почти 5 месяцев и только в январе 2012 года прокуратура Камчатского края сообщила, что Газпром оштрафован на 400 тысяч рублей за нарушение условий пользования недрами, а именно – бурение скважины «Первоочередная» в Охотском море без положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта. Штраф был наложен даже несмотря на то, что позднее было получено положительное заключение экспертизы. Хотя экологи и его считают полученным в обход закона: в частности, по доработанному проекту не проходили общественные слушания.

ЗИМНИЙ ПЕРЕГОН НА САХАЛИН

Существуют разные версии относительно того, почему было принято решение перегонять платформу с Камчатки на Сахалин в декабре, в период сложной ледовой обстановки. Будем надеяться, что и на этот вопрос ответит следствие. Но вот свидетельства того, что думали об этом люди, вскоре погибшие на «Кольской».

Уже упоминавшаяся дочь Михаила Терсина Наталья Дмитриева пишет: «Мой отец, собираясь на буровую в помощь капитану Козлову А. С., говорил, что буксировку нельзя делать в такое время. Это почти самоубийство. Капитан СПБУ «Кольская» отказывался, говорил, что не может, что это запрещено, писал заявление об уходе. Но руководство не подписало заявление. Единственный, кто имел опыт таких буксировок, – это мой отец». И вот еще одна цитата из ее открытого письма: «Необходимость срочной транспортировки объясняется тем, что буровая, оставаясь на месте, рисковала застрять во льдах и быть ими раздавленной, а в этом случае компания­судовладелец потеряла бы много денег и столкнулась бы с отказом от страховых выплат. Если же платформа повредится при перегоне, то с компании вина снимается. И поэтому, спасая свои деньги, хозяева решили рискнуть… жизнями членов экипажа».

Последующие проверки Дальневосточной транспортной прокуратуры выявили целый ряд нарушений в деятельности судовладельца – ОАО «Арктикморнефтегазразведка». В частности, были нарушены требования законодательства о безопасности мореплавания. Согласно классификационному свидетельству, выданному Российским морским регистром судоходства, буксировка СПБУ «Кольская» морем в зимнее время в зимних сезонных зонах запрещена.

До начала буксировки в Охотском море судовладельцем – ОАО «Арктикморнефтегазразведка» – «Кольская» к внеочередному освидетельствованию Российским морским регистром не предъявлялась, свидетельство на разовый перегон буровой установки в Охотском море в декабре 2011 года не оформлялось и не выдавалось. То есть буксировка платформы «Кольская» в Охотском море в декабре 2011 года проводилась с нарушениями, без соблюдения установленных сезонных ограничений и без разрешительных документов Российского морского регистра. И еще одно важное обстоятельство: в соответствии с документом о минимальном безопасном составе экипажа судна СПБУ «Кольская», выданным капитаном морского порта Мурманск 7 апреля 2011 года, минимальный безопасный состав данного судна составляет 20 человек, включая капитана. На момент буксировки на платформе находилось неоправданно большое число работников.

«ЗЕЛЕНЫЕ» ТРЕБУЮТ ПАРЛАМЕНТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Всего через несколько дней после трагедии большая группа международных и российских НПО выступила с заявлением, призывающим сообщество неправительственных организаций обратиться в Госдуму с предложением провести по факту гибели платформы «Кольская» парламентское расследование. В совместном заявлении постулировались три ключевых положения:

▪ Государственные органы РФ не обеспечивают должный контроль за соблюдением требований технической и экологической безопасности в ходе освоения новых месторождений.

▪ Существующее законодательство в области освоения континентального шельфа крайне непроработано или деградирует.

▪ Стратегические решения по освоению шельфа принимаются несмотря на их экономическую несостоятельность и необоснованность.

И при таких исходных данных Россия заявляет о намерениях осваивать шельф Арктики!

И последнее: про парламентское расследование никакой информации до сих пор нет.

 

Вадим Кантор