News

Как жителям Подберезья удалось остановить немецкий «Флайдерер»

Опубликовано: 10/04/2012

Автор: Мария Каменецкая

1 марта 2012 года Новгородский районный суд приостановил деятельность немецкого деревообрабатывающего завода «Флайдерер». Однако окончательный вывод еще впереди.

В ПОСЕЛОК ПРИШЛА АСТМА

В последние годы жители поселков Подберезье, Чечулино, Некохово Новгородской области стали жаловаться на ухудшение здоровья. Участились головные боли, насморк, появились аллергии, бронхиальная астма. Резко увеличилась заболеваемость детей дошкольного возраста атопической астмой и дерматитами. Все чаще стали появляться на свет младенцы с врожденными патологиями органов дыхания.

Свое самочувствие люди стали связывать с деятельностью завода «Флайдерер» по производству древесно-стружечных плит (ДСП), построенного неподалеку от Подберезья в 2006 году. Завод большой, с объемом инвестиций около 100 млн евро, выпускающий 5,6 млн кубометров продукции в год. Именно после его пуска в дни, когда ветер дует со стороны предприятия, в поселке становилось трудно дышать. Были случаи настоящих приступов удушья. Так, одного из местных жителей Бориса Шумилкина пришлось экстренно госпитализировать прямо с улицы. Впоследствии он стал одним из активистов местного экологического движения.

АКТИВИСТЫ ОПУСТИЛИ РУКИ

Жаловаться начали сразу. В марте 2007-го около сотни жителей Подберезья обратились с просьбой о помощи в Новгородскую областную Думу. В декабре того же года уже 600 граждан написали жалобу губернатору Новгородской области Сергею Митину. В обоих случаях получили отписки. Руководство самого предприятия уверяло, что у них все чисто.

Тем временем завод, у которого бизнес пошел в гору, стал подумывать о строительстве второй очереди. В 2008 году даже был заложен символический первый камень. Жители обратились за поддержкой к столичным экспертам. В их письменных обращениях, в частности, говорилось о том, что «общественные слушания по проекту строительства второй очереди завода «Флайдерер» не проводились», равно как не было и государственной экологической экспертизы проекта.  Провели пикет против строительства второй очереди «Флайдерера», а также за закрытие  действующего производства. В ответ – очередные  отписки от заместителя губернатора. Настал момент, когда активисты опустили руки –  бороться, решили многие, бесполезно.

ПРИ УЧАСТИИ

ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ

В ноябре и декабре 2010 года представители Общественной палаты РФ провели первые проверки экологической ситуации в Подберезье. К делу подключились НИИ медицины труда РАМН, экологи-юристы, представители ФГУ «Клиническая больница» Управления делами Президента РФ. По итогам первичного мониторинга экологи-юристы пришли к заключению: жалобы жителей правомерны. 

– Вмешательство экспертов федерального уровня изменило расстановку сил, – рассказывает Борис Шумилкин. – На территорию завода стали пускать представителей местного населения. В одной из таких проверок вместе с прокурором природоохранной прокуратуры довелось участвовать и мне. 

В июне 2011 года Федеральная служба по надзору в сфере природопользования оштрафовала завод «Флайдерер» на 32 тыс. рублей за загрязнение воздуха. Вот как прокомментировал данный факт первый заместитель секретаря Общественной палаты Михаил Островский: «За такие деньги «Флайдерер» может смело продолжать загрязнять окружающую среду. Годовой оборот немецкой компании – 56 млрд рублей, поэтому такой штраф составляет 0,00000057% от оборота. Плати хоть каждый день!

Устанавливать современное очистное оборудование и контролировать выбросы гораздо дороже. Мы давно призываем государство пересмотреть суммы штрафов за вредные выбросы, сделать их ощутимыми для предприятий».

Островский прав – штраф мизерный. Однако самому этому факту суждено было стать первой ласточкой наметившегося перелома в затянувшемся  конфликте.

ЗАКРЫТ РЕШЕНИЕМ СУДА

В апреле 2011 года в поселок прибыл Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Вскоре с жителями района решил встретиться  и губернатор Новгородской области Сергей Митин, заявив о своем намерении защитить Подберезье. В поселок зачастили столичные правозащитники, эксперты по окружающей среде. В сентябре 2011 года НИИ охраны атмосферного воздуха Петербурга провел комплексную инвентаризацию источников атмосферных выбросов предприятия.

А 1 марта 2012 года Новгородский районный суд приостановил деятельность деревообрабатывающего завода «Флайдерер». Иск был подан природоохранной прокуратурой, которая признала недействительным разрешение Северо-Западного управления Ростехнадзора на право выброса в атмосферу загрязняющих веществ «скипидарной группы».

ПОЗИЦИЯ ООО «ФЛАЙДЕРЕР»

Как сообщает ИА REGNUM, в пресс-службе компании заявили, что решение суда «не имеет научных обоснований». «Данное решение затрагивает права и интересы не только ООО «Флайдерер», но и всех деревообрабатывающих предприятий Российской Федерации. Мы убеждены в соблюдении предприятием всех природоохранных норм, будем последовательно защищать свою позицию в суде и в ближайшее время обжалуем данное решение». По словам руководства предприятия, вокруг поселка Подберезье сейчас расположено более 10 предприятий, в том числе предприятие «Акрон», на котором  действует цех по производству формальдегидных смол. Проходит и трасса Москва–Санкт-Петербург… Филиал немецкого завода намерен обжаловать решение суда, и это его право.

НЕ ОБОШЛОСЬ БЕЗ ПОЛИТИКИ

Приходится констатировать, что население Подберезья отстояло свои права не благодаря действующему российскому законодательству, отлаженному экологическому и санитарно-гигиеническому мониторингам, заинтересованности местных властей. А благодаря вмешательству федеральной общественной структуры, привлекшей  к горячей точке Новгородской области внимание видных российских экспертов. Это, в свою очередь, оказало давление  на региональные власти. Вопрос решился, скорее, с помощью рычагов политического воздействия.

Для жителей поселка Подберезье это, наверное, хорошо. А для других точек экологической напряженности, которые пока не посетили представители Общественной палаты или Павел Астахов, – плохо. Защищать интересы населения даже самого отдаленного российского уголка должны отлаженный механизм действующих законов и права, которые соблюдают и поддерживают представители местной власти. В ином случае  природа и люди обречены на техногенную агрессию как со стороны западного бизнеса, так и со стороны своего, отечественного. И примеров тому – несть числа…    

Мария КАМЕНЕЦКАЯ