News

Для новых атомных ледоколов требуется соответствующее технологическое обеспечение

ice breaker
TCKB Aiceberg

Опубликовано: 05/03/2012

Автор: Анна Киреева

«Главное, чтобы к моменту завершения строительства головного атомного ледокола в серии у нас была новая плавучая технологическая база (ПТБ) с перегрузочным оборудованием и плавучий док, способный разместить новый атомоход», - заявил глава ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша.

В настоящее время Россия является единственной страной в мире, эксплуатирующей гражданские атомные ледоколы для обеспечения судоходства в Арктике и других регионах со сложными ледовыми условиями. Для надёжной работы в перспективе «Атомфлот» планирует дальнейшее развитие своего ледокольного флота, который является важнейшим элементом инфраструктуры на трассе Северного морского пути.

Ледоколы нового поколения

Для этого и разрабатывается ледокол нового поколения проекта 22220 (ЛК-60Я). Он будет иметь переменную осадку: для изменения этого параметра ледокол будет оборудован быстродействующей балластной системой, позволяющей изменять осадку в пределах от минимальной до максимальной за 4 часа. Один новый ледокол сможет заменить в работе и ледокол класса «Арктика», и ледокол класса «Таймыр». Он будет самым большим и самым мощным из всех построенных на сегодня.

Универсальный атомный ледокол нового поколения предназначен для самостоятельной проводке судов и лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики (Баренцево, Печорское и Карское моря), ледокольной проводке судов на мелководных участках Енисея и Обской губы, буксировке судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде. В летне-осенний период возможна эксплуатация ледокола в Восточном районе Арктики, в том числе для обеспечения транзитных перевозок по Северному морскому пути.

Строительство первого ледокола должно начаться в конце 2012 года.
«Мы надеемся, что за ближайшие 2-3 месяца появится распоряжение Правительства, одобряющее всю программу строительства. Я имею в виду строительство серии из трех ледоколов, новых ПТБ и плавучего дока, — рассказал Рукша в интервью «Беллоне.ру». — Программа должна быть одобрена с соответствующим финансированием, поскольку это важно для конкурсных процедур. Я надеюсь, что все процедуры завершатся, в крайнем случае, в сентябре-октябре. Идеально было бы в июне-июле», — отметил он.

Необходимость в новом оборудовании

Одно из главных нововведений в конструкции ледокола — он шире, чем ледоколы прежних поколений. Максимальная ширина корпуса составляет 33 метра против 30 метров у атомоходов класса «Арктика». Эта особенность даст возможность проводить по трассам Севморпути более крупные танкеры и преодолевать льды толщиной практически в три метра.

Но новый ледокол потребует и соответствующее обслуживания, и новое оборудование. «Поскольку ледокол больше и тяжелее, и просто «не влезет никуда», предприятию понадобится новый плавучий док с большими размерами и грузоподъемностью, а для обслуживания реакторной установки необходимо иметь новое перегрузочное оборудование», — рассказал руководитель «Атомфлота».

Реакторная установка «Ритм-200» разработана ОАО «ОКБМ им. И.И.Африкантова». Проект выполнен с парогенерирующим блоком интегрального типа, что позволило минимизировать массу и габариты установки. В реакторе будет использована активная зона кассетного типа с обогащением по урану-235 до 20%.

«Для новой установки потребуется ряд новых элементов технологического оборудования, которых у нас нет», — отметил Рукша.

«Без нового перегрузочного оборудования я не смогу даже загрузить топливо в реакторные установки нового ледокола. Это значит, что к моменту завершения строительства нового ледокола должен быть изготовлен комплект перегрузочного оборудования, то есть должна быть и плавбаза. Как только мы примем ледокол в эксплуатацию, в любой момент может потребоваться его докование, то есть наше предприятие должно иметь соответствующий док», — рассказал руководитель ФГУПа.

Рукша отметил, что это достаточно сложная, но вполне решаемая задача, поскольку в России сохранился технологический ряд, который может разрабатывать и внедрять и новые технологии.

Руководитель «Атомфлота» выразил уверенность в том, что первый новый атомный ледокол и новое оборудование для его обслуживания будут построены вовремя. «Мы являемся своеобразным элементом большого Мастер-плана развития Арктики, который должен быть реализован.

«Атомфлот» и его ледоколы являются таким критерием деятельности Российской Федерации в Карском море, что либо нас построят (и ледоколы, и плавдок, и ПТБ), либо Карское море развивать не будут», — уверен он.

Технические характеристики атомного ледокола проекта 22220:

—    длина по КВЛ – 160 м,
—    ширина по КВЛ – 33 м,
—    осадка по КВЛ – 10,5 м,
—    минимальная осадка – 8,55 м,
—    водоизмещение «полное» при осадке по КВЛ – 33 540 т,
—    водоизмещение «полное» при минимальной осадке – 25 540 т,
—    суммарная мощность на валах – 60 МВт,
—    ледопроходимость – 2,1 ÷ 2,9 м,
—    автономность по запасам провизии – 6 месяцев,
—    дальность плавания – неограниченная,
—    спецификационная скорость на чистой воде – 20 узлов,
—    срок службы ледокола – 40 лет,
—    экипаж – 75 чел. + 50 мест для экспедиционного состава,
—    коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) – 0,65,
—    обогащение топлива по урану-235 – не более 20%,
—    периодичность перегрузок (КИУМ = 0,65) – не менее 7 лет,
—    количество реакторов – 2,
—    тепловая мощность реакторной установки – 175 МВт,
—    назначенный ресурс незаменяемого оборудования – 320 000 часов,
—    масса реакторной установки в пределах защитной оболочки – 1 100 т.