News

Григорий Явлинский: Россия готова к новому видению

Igor Kolesnikov/Bellona

Опубликовано: 03/03/2012

Автор: Charles Digges

Выступая в четверг на симпозиуме в Осло, оппозиционный политик, лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский говорил о России, которой время диктует новое видение, России, достойной, – невзирая на вероятные итоги президентских выборов в воскресенье, к которым нынешняя коррумпированная политическая система его не допустила, – мирного, демократического будущего без кровавого революционного сценария.

Лидер «Яблока» выступал на организованном «Беллоной» ежегодном Никитинском симпозиуме (на англ. яз.) под названием «Между двумя выборами: Экология, политика и свобода слова». Это была первая зарубежная поездка Явлинского за последние два года.

От предстоящего воскресного голосования независимые наблюдатели, российские неправительственные организации и оппозиционные политические силы не ждут обнадеживающих результатов: слишком очевиден практически непреодолимый перевес в пользу единственного кандидата, действующего премьер-министра и бывшего президента Владимира Путина. Выстроенная им за годы правления авторитарная система не сулит многообещающих перспектив гражданскому обществу после 5 марта. «Беллона» разделяет эту озабоченность.

По словам президента «Беллоны» Фредерика Хауге, «притом, что многое в России изменилось, проблемы в отношении экологической деятельности и свободы слова остались, по большей части, все теми же», какими они были при советской власти.

«Осталось множество важных вопросов, которые необходимо поднимать в России, и международное сообщество все так же будет играть важную роль, помогая и защищая тех мужчин и женщин, которые трудятся на благо изменений общества к лучшему, на благо того дела, в которое они верят», – сказал Хауге, открывая симпозиум.

Однако, отметил Хауге, в преддверии президентских выборов прогноз для развития гражданского общества в России и его участия в политической жизни страны складывается не самый благоприятный. Со стороны Кремля не ослабевает параноидальная пропаганда о «руке Запада» и марионеточных неправительственных организациях, работающих против России за западные деньги, напомнил Хауге; продолжаются попытки представить многотысячные демонстрации, прошедшие в российских городах после возмутивших общество думских выборов в декабре, акциями, проплаченными американским Госдепом. 

«По реакции властей [на последние политические события] можно предположить дальнейшее ужесточение законодательства в отношении деятельности некоммерческих организаций в России», в особенности, тех, которые получают финансирование из-за рубежа.

Тем более важным для «Беллоны» и «Яблока» становится активное продвижение экологических вопросов и проблем развития и поддержки гражданского общества на политическую повестку дня в России. Это задача, над которой обе организации совместно работают уже десять лет.

«В этом проявляется наша [партии «Яблоко»] политическая культура и внимание к экологии», – сказал Явлинский, обращаясь к участникам симпозиума на английском языке.* – «Этим обусловливается наше сотрудничество с неправительственными организациями, и мы благодарны за сотрудничество с «Беллоной»».

«Яблоко» – единственная в России политическая партия, имеющая четкую экологическую программу, напомнил Хауге. Неслучайно, что за годы нахождения Путина у власти, – с тех пор, как «Единая Россия» завладела большинством думских мандатов, и «Яблоку» был закрыт доступ к законодательному процессу, – практически полному уничтожению подверглись и природоохранное законодательство, и государственная система защиты окружающей среды, и механизмы демократического участия граждан в решении насущных проблем страны, в том числе, связанных с экологией.

«По официальным цифрам, весь [федеральный] бюджет [России], выделяемый на защиту окружающей среды, составляет сегодня около 0,1 процента [из общего государственного бюджета]. Есть причины думать, что на самом деле речь идет о менее 0,01 процента», – сказал Хауге.

По мнению Явлинского и Хауге, коррупция и отсутствие прозрачности во всех сферах функционирования государственных органов достигли размеров эпидемии.

«Вся государственная система, выстроенная за последние десятилетие Путиным и партией власти, разваливается под гнетом коррупции, зависимых судов, давления на свободу слова и запретов на участие неправительственных организаций и общества в процессах принятия решений», – сказал Хауге. – «Вместо того, чтобы укреплять правовые нормы и власть закона, правительство России двигалось в обратном направлении».

Хауге сказал, что хотел бы видеть Россию открытой и демократической страной, с сильным гражданским обществом, уважением к свободе слова и неприятием коррупции, страной, где гражданам было бы гарантировано право на здоровую и благополучную окружающую среду.

Путинское правление – три принципа коррумпированной системы власти

Но насколько достижимы цели демократического развития России, о которых говорил Хауге, в ближайшие годы – вопрос открытый. Мало у кого остаются сомнения в том, что премьер-министр вернет себе президентский пост в результате выборов 5 марта, а учитывая проведенную действующим президентом Дмитрием Медведевым конституционную реформу, увеличившую президентский срок до шести лет, Россия может получить еще, по меньшей мере, двенадцать лет путинского режима. В случае же, если конституция подвергнется дальнейшим изменениям, по мнению Явлинского, не исключен и срок в 24 года.

Выстроенную Путиным систему государственного управления Явлинский, говоря с участниками симпозиума о причинах, по которым его кандидатура была снята с предвыборной гонки, – а также о том, почему итоги мартовского голосования предрешены заранее, несмотря на масштабное недовольство и массовые протесты последних месяцев, – назвал системой трех, в равной степени основанных на различных элементах коррупции, принципов: выборочное применение закона, абсолютная зависимость органов правосудия от государственной власти и отсутствие реальной защиты права собственности. Эта система, по словам Явлинского – логичное продолжение коррумпированного хаоса ельцинских 1990х.

«К лучшим друзьям законы не относятся», – сказал Явлинский о системе, в которой суды полностью подчинены решениям, диктуемым сверху, а вместо закона действует «телефонное право». Что же касается права собственности, то все, чем стоило бы владеть в современной России, давно распределено между «прирученными» властью олигархами, которые все так же, как и в годы правления Бориса Ельцина, «выстраиваются в очередь [к Путину] за подарками».

Для такого режима экология просто не может быть приоритетом, сказал Явлинский – слишком много денег можно заработать на ее разрушении. По словам политика, о каких бы серьезных экологических проблемах России ни шла речь – вырубке лесов, отдаваемых в жертву проектам строительства дорог, безнаказанном сбросе промышленных и радиоактивных отходов в реки и озера, беспрекословной поддержке со стороны правительства ядерного ведомства, чья деятельность не подвластна никакому контролю извне, – коренная причина в том, что окружение Путина и встроенные в его режим министерства, компании и корпорации слишком заинтересованы в прибылях от разрушающих окружающую среду производств.

Еще одной характерной чертой нынешнего политического режима является практически полное отсутствие свободы слова и прозрачности.

«Когда на Западе меня спрашивают о том, есть ли в России свобода слова, я говорю «Да, но вопрос – есть ли у нас свобода после слова?»» – сказал Явлинский.

Система, насквозь изъеденная коррупцией, по мнению Явлинского, просто неспособна обеспечить своим гражданам политические, экологические или экономические права.

Немаловажным является и изначальное отсутствие доверия к демократическим ценностям со стороны российского лидера. По мнению Явлинского, в частности, жесткий контроль государства над средствами массовой информации – не просто сложившаяся реальность, а результат веры Путина в необходимость такого контроля.

«По моему мнению, Путин действительно верит в эту систему. Это – его убеждение […]. Он действительно считает, что даже в европейских странах или в Северной Америке нет настоящей демократии, только разговоры, пустая болтовня […] а на самом деле, система организована везде одинаково», – сказал Явлинский.

Таким образом, все речи, произносимые лидерами демократических стран о честных выборах и правах избирателей, экономических свободах и верховенстве закона, по мнению Путина, – лишь яркая обложка, за которой скрывается настоящая неприглядная реальность.

Но в России реальность такова, что решения правительства принимаются на основе зачастую входящих в противоречия между собой интересов большого бизнеса. Это, по словам лидера «Яблока», – одна из основ, на которых зиждется система, почти «стопроцентное слияние бизнеса и власти».

Перспективы оппозиции

Несмотря на прокатившуюся по стране волну протестов и демонстраций, вызванную результатами парламентских выборов в декабре, несмотря на многие и многие доказательства подлогов и фальсификаций, появившиеся в СМИ и социальных сетях, несмотря на громкие политические требования тысяч избирателей, озвученные на митингах в Москве, Петербурге и других городах, – признать прошедшие выборы нелегитимными и обеспечить избирателям справедливый подсчет голосов, – по мнению Явлинского, оппозиции вряд ли удастся сейчас осуществить коренные изменения в системе.

Говоря о продолжающихся протестах, Явлинский сравнил нынешнюю политическую ситуацию с поворотной точкой в недавней истории России, августом 1991 года, когда 80% жителей тогда еще Советского Союза вышли на улицы, чтобы дать отпор организаторам путча и не дать ввергнуть страну, только что вставшую на пути реформ, в тоталитарное советское прошлое. Но в декабре 2011 года, какими массовыми бы ни были нарушения при подведении итогов выборов, свой жесткий протест заявили лишь 20 процентов россиян.

По словам Явлинского, отчасти это объясняется тем, что российская оппозиция не может предложить населению четких осуществимых целей и реального лидера. Нельзя и не учитывать опасения по поводу риска развития революционного сценария – протесты с применением насилия способны отбросить гражданское общество далеко назад.

Но еще одна отличительная черта политических протестов последних месяцев – тот факт, что изменений требуют не только верные приверженцы конкурентов «Единой России», но и многие, чей уровень жизни заметно улучшился благодаря экономическому буму последних лет, принесшему россиянам и рост благосостояния, и новые возможности более открытого взаимодействия с миром за пределами страны – явлению, которым Россия обязана щедрым ресурсам углеродного топлива.

«Страна похожа на наркомана – в одной руке газовая труба, в другой – нефтяная, и полный туман в голове», – сказал Явлинский.

Но именно экономическое благополучие породило в стране новый класс избирателей – граждан, для которых важно право выбора и чувство собственного достоинства, граждан, не желающих, чтобы их «обманывали на выборах».

Население России, сказал Явлинский, «понимает, что свобода значит иметь выбор».

И понимают это одинаково хорошо сторонники самых разных партий в России, и левого, и правого флангов политического спектра. Такое положение дел «стало большим сюрпризом для Путина», считает Явлинский.

Альтернатива режиму – «это было бы уже слишком для Путина»

Но как бы ни хотелось избирателям альтернативы существующему режиму – как бы ни хотелось ее в том числе, той немалой части электората, которая высказывает поддержку «Яблоку», – трудно реализовать право свободного выбора в условиях, когда Центральная избирательная комиссия, призванная обеспечить законность избирательной кампании и голосования, предоставляет одним кандидатам «более равные» условия в предвыборной борьбе, безапелляционно отказывает другим, неугодным режиму, в праве участвовать в выборах и остается глуха к многочисленным требованиям устранить нарушения на избирательных участках.

В конце января Центризбирком отказал Явлинскому в регистрации кандидатом в президенты на основании недостаточного количества предоставленных в его поддержку подписей. ЦИК «забраковал» более четверти из 600 тыс. подписей, отобранных для случайной проверки. По закону, количество недопустимых подписей не должно превышать 5%. В начале февраля Верховный суд оставил без удовлетворения заявление Явлинского о незаконном отказе в регистрации.

За срок примерно в один месяц сторонники Явлинского, чья партия не прошла в парламент по итогам декабрьских выборов, должны были собрать 2 миллиона подписей. По версии ЦИК, электронные копии подписных листов, содержавшие около 130 тыс. подписей в поддержку кандидата, не могут считаться рукописными и, следовательно, не удовлетворяют требованиям закона. Как объяснили представители «Яблока», ксерокопии подписных листов были направлены в ЦИК для того, чтобы успеть вовремя подать все подписи, собранные в отдаленных районах страны.

Выступая на Никитинском симпозиуме, Явлинский объяснил, что настоящая причина его выбывания из президентской гонки проста – «неудобность» кандидата, предлагающего избирателям свободу выбора, равные права и будущее без разгула коррупции, начавшейся еще в ельцинское время и получившей практически неограниченное распространение при путинском режиме.

«Это было бы уже слишком для Путина», – сказал лидер «Яблока».

Однако же не все потеряно. Явлинский не считает, что избиратели так легко смирятся с отсутствием реальных, а не мнимых выборов и позволят нынешнему премьеру продолжать уничтожать их свободы, права и окружающую среду еще 12 лет. По словам Явлинского, путинская система грубо просчиталась – не учла меняющихся политических условий 21 века.

«Люди не смогут вынести в телевизоре одного и того же человека каждый день еще двенадцать лет, а то и все двадцать четыре года», – сказал Явлинский. «Людям нужны перемены, хорош [Путин] или плох, хватит – нужны перемены».

«Время меняется слишком быстро, и Россия готова к новому будущему», – заключил он.