News

Около 300 “мобильных Чернобылей” проедут по России до 2025 года

Ecodefense

Опубликовано: 16/01/2012

Автор: Владимир Сливяк

В ближайшее время с Ленинградской АЭС будет отправлен поезд с ядерными отходами в Красноярский край, где планируется создать могильник для российских и иностранных отходов. Дата транспортировки, которая положит начало масштабному вывозу ядерных отходов со всей России в Сибирь, держится в тайне. По планам “Росатома”, до 2025 года в Сибирь будут перемещены 22 тыс. тонн отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Это означает, что каждые два месяца в закрытый город Красноярск-26 будут прибывать три эшелона с ядерными отходами, всего около 300 транспортировок.

Такие транспортировки представляют риск для более чем 15 российских городов, среди которых могут оказаться Москва, Санкт-Петербург, Пенза, Самара, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск и тд. Хотя маршруты транспортировок держатся в тайне, нетрудно предположить, что для чрезвычайно тяжелых составов необходимы наиболее крупные железнодорожные ветки.

ОЯТ – наиболее опасный вид высокорадиоактивных отходов из тех, что производятся на АЭС. В отработавшем топливе содержится плутоний, период полураспада которого равен 24 тыс. лет.  Существует давний спор между экологами и атомной промышленностью о том, является ли ОЯТ отходами или ценным ресурсом. Однако законодательство России расставляет все точки над i – если материал не планируется использовать, значит это отходы. Значительная часть ОЯТ, которое будет перемещено под Красноярск – с реакторов РБМК (т.н. чернобыльского типа). Для переработки таких ядерных отходов в России нет не только соответствующего предприятия, но и планов его строить. По причине экономической бессмысленности.

Ядерные транспортировки это, с одной стороны, повышенный риск для населения и особенно сотрудников железных дорог, которые могут оказаться вблизи составов с высоким уровнем радиации. Предупреждать в таких случаях людей об опасности в России не принято. Как всегда, авось обойдется. (Все 300 раз.) Кроме того, существует риск радиоактивного заражения в случае возможных аварий, которые могут произойти из-за плохого качества железных дорог, либо вследствие действий злоумышленников. Напомню, что несколько лет назад атаке подвергся поезд не где-нибудь на Кавказе, а на маршруте Москва – Санкт-Петербург. Не говоря уже о том, что при провозе ядерных отходов поезда попадают под управление целого ряда организаций, некомпетентных в вопросах ядерной энергетики – МПС, транспортные службы, различные региональные департаменты. 

С другой стороны, деятельности “Росатома” означает создание под Красноярском ядерного могильника на многие тысячи лет. (Только плутоний, содержащийся в ОЯТ будет опасен в течение 10 периодов полураспада, т.е. около четверти миллиона лет.) То есть, теперь решением “Росатома” жители Красноярского края обязаны принять на себя риски, возникшие вследствие 65-летнего развития атомной промышленности. Интересоваться мнением населения о соседстве с “ядерным туалетом” международного масштаба в России не принято также, как и проводить честные выборы. Кстати, попытки организовать ядерные могильники в разных странах неизменно натыкались протесты населения, либо на барьер в виде высокой стоимости (либо первое и второе вместе), вследствие чего в США, Германии, Японии и ряде других стран сохраняется высокий уровень неопределенности в отношении дальнейшей судьбы ядерных отходов. В перспективе, могильник в Красноярске может стать целью иностранных ядерных отходов, тем более что такие планы давно разрабатывались в ряде стран. Например, еще в 2001 году экологическая группа “Экозащита!” обнародовала текст исследования, сделанного по заказу Департамента энергетики США, в отношении транспортировки ядерных отходов из юго-восточной Азии, находящихся под американским контролем, в Красноярск-26.

Учитывая опасность ядерных отходов, не идеальное состояние железных дорог, а нередко и плохую оснащенность охранного персонала, поезда, перевозящие ядерные отходы, правильнее всего называть “мобильными Чернобылями”. Не смотря на высокий риск, “Росатом” предпочитает все держать в секрете от населения, поэтому информировать людей приходится экологам. О том, что не стоит приближаться без необходимости к железнодорожным путям (сотрудникам РЖД это будет сделать сложновато), иметь дома дозиметр и быть готовыми к защите своего здоровья от радиоактивного излучения. Но самое главное, необходимо активно выступать против ядерных транспортировок в своем регионе – обращаться в местные органы власти, парламенты, спасательные службы, выходить на акции протеста. Ситуация тяжелая – мы имеем дело не с единоразовым вывозом ядерных отходов из пункта А в пункт Б, а с программой, которая затронет ядерными транспортировками большинство территории России в течение более десятилетия. Эту деятельность атомной промышленности необходимо остановить как можно скорее и для этого потребуется масштабная активность населения. Выбор простой – жить со страхом аварий с выходом  радиации в окружающую среду или выйти на рельсы. Никто, кроме самих россиян, этот выбор не сделает.

И последнее, за более чем полувековую историю атомной промышленности проблема ядерных отходов остается не решенной.  Нет ни одной другой индустрии, которая производила бы настолько опасные и долгоживущие отходы, которые могут нанести вред человеку и окружающей среде не только сейчас, но и через многие тысячи лет. Не говоря уже о гигантских издержках на хранение ядерных отходов, которые мы перекладываем на плечи тысяч и тысяч еще не родившихся поколений россиян. Никто не в состоянии сегодня гарантировать безопасность на тысячи лет вперед, способа ее обеспечить просто не существует, но его предстоит когда-то найти. Поэтому вместо того, чтобы устраивать сотни ядерных транспортировок по всей стране, разумнее было бы оставить отходы там, где они произведены, обеспечив максимально возможный уровень безопасности. И думать об их перемещении лишь тогда, когда станет понятно, каким образом можно гарантированно обезопасить людей и природу на все то время, пока отходы опасны. В США этот срок обозначен в 1 миллион лет, однако и там окончательного решения нет. И уж точно “сухое” хранилище в Красноярске-26 не является решением проблемы уже потому, оно не просуществует и тысячной части  того времени, на которое требуется изолировать ядерные отходы. Это лишь способ переложить ответственность на будущие поколения – мы делаем в Красноярске большую свалку, а разбираться с ней предстоит нашим внукам, внукам их внуков и далее до бесконечности.

Премьер-министр Владимир Путин поставил Сергея Кириенко руководить “Росатомом” и определил направление развития в области атомной энергетики. Было бы логично, чтобы они занялись также и поиском решения проблемы ядерных отходов, вместо бесконтрольного наращивания их количества без всякого понимания дальнейших действий. Считать решением устройство ядерной свалки в Сибири я, извините, отказываюсь. Получается, что сегодня кое-кто прилично зарабатывает, постоянно увеличивая количество крайне опасных отходов, а поиск решения этой проблемы и гигантские расходы перекладывает на налогоплательщиков. Не только нынешних, но и на тысячи будущих поколений. И это никак не сочетается с  той трогательной заботой о судьбе страны, которую попытался изобразить Владимир Путин во вчерашней статье в “Известиях”.