News

Вместо РИТЭГов – солнечные панели и ветроустановки

Опубликовано: 13/01/2012

Радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ) представляют собой устройства для получения электроэнергии за счет тепла, которое выделяет радиоактивное вещество.

РИТЭГи используют в качестве источников питания навигационного оборудования, знаков и маяков, а также в космических аппаратах, срок их службы может доходить до 30 лет, но после этого генераторы требуют утилизации. От РИТЭГов сегодня очищены Кольский полуостров, Камчатка, Балтика, при этом требуют очистки трассы Северного морского пути (СМП). Опыт демонтажа и транспортировки к местам хранения РИТЭГов, приобретенный специалистами ВМФ Минобороны России, может помочь Минтрансу значительно ускорить процесс очистки от старых опасных устройств трасс СМП, считает начальник Управления навигации и океанографии Минобороны РФ Александр Шеметов.
«За советский период было произведено и введено в эксплуатацию 1007 РИТЭГов. Из них для нужд Минобороны — 414 объектов. Все они на сегодня демонтированы. Очисткой СМП занимается Минтранс, мы туда не вмешиваемся, но при необходимости готовы оказать любую методическую помощь. В 2011 году мы закончили очень активную работу по Финскому заливу, всего на Балтике сняли 87 РИТЭГов. В 2010 году мы сняли на 10 объектов меньше, чем планировали, но в прошлом году закрыли вопрос вообще», — рассказал Шеметов РИА Новости.
На Северном флоте было установлено 153 РИТЭГа, на Тихоокеанском флоте — 158 РИТЭГов. Некоторые из них находятся на площадке хранения ДальРАО (Дальний Восток РФ), снятые на Балтике — на площадке Научно-исследовательского института технической физики и автоматизации (НИИТФА). Работы на Балтике выполнялись при содействии командования Балтийского флота, Ленинградской военно-морской базы. Со стороны Минобороны РФ на эти работы было выделено порядка 40 миллионов рублей, но, в основном, все работы выполнялись за счет иностранной финансовой помощи.
«Норвегия, Франция, на дальнем Востоке — США. Минтранс на СМП будет работать по американской программе. Будут сами заключать свои договоры, мы к этому отношения не имеем. Когда мы заключали договоры с Норвегией, она помогала не только утилизировать РИТЭГи, но и модернизировать средства навигационного оборудования. С нашей стороны были выполненные работы, а со стороны зарубежных партнеров — очень эффективный контроль того, как вкладываются деньги, как проводится модернизация», — рассказал Шеметов.
РИТЭГ выглядит как большая металлическая коробка, которая весит от 600 килограммов до двух тонн, в зависимости от требуемой энергоемкости — где был нужен более мощный маяк, там ставили больший генератор.
Такой генератор ставится рядом с маяком или навигационным знаком в специальном контейнере, выдерживающем удары даже значительной силы. Разрабатывали, изготавливали и ремонтировали РИТЭГи специалисты московского НИИТФА. С точки зрения безопасности, РИТЭГ безвреден для человека, животных и окружающей среды — если, конечно, его толстая защитная оболочка не разгерметизирована, подчеркнул Шеметов.
«Сами по себе РИТЭГи не представляют никакой опасности, и нахождение рядом с ними не влияет на здоровье. Если говорить о животных, то, например, белый медведь — хищник очень сильный, ломает многие вещи, но у меня нет информации, что белые медведи интересовались РИТЭГами. Они животные неглупые, отличают запах металла от еды», — отметил Шеметов.
В советское время случаев вандализма на этих объектах не было, говорит Шеметов. Один из первых случаев разграбления маяка с РИТЭГом зафиксирован в Кандалакшском заливе в 2000 году. По его словам, доподлинно известно, что люди, разграбившие тогда радиоактивный термоэлектрический генератор на маяке, погибли от сильного облучения. Второй случай вандализма произошел спустя три года в Кольском заливе. Тогда виновных в краже РИТЭГа не нашли. Шеметов отметил, что в обоих случаях украденные и выброшенные радиоизотопные источники тепла были обнаружены и утилизированы по всем правилам.
«Тогда для нас это была проблема — не знали, как собрать. Грабители получили смертельные дозы облучения. Внутрь РИТЭГа залезать ни в коем случае нельзя. Ценный металл в ритэге применяется, специальный сплав. Но… людей, которые бегают за цветными металлами из РИТЭГов, я, мягко говоря, не понимаю. Если кусочек этого металла подержать минут десять в руках или в кармане, последствия для здоровья и жизни человека будут практически необратимыми. Этот металл переплавлять нельзя, он останется с наведенной радиацией (радиоактивность веществ, возникающая из-за получения ионизирующего излучения, как правило, нейтронов — ред.)», — пояснил Шеметов.
Именно поэтому специалисты, демонтирующие РИТЭГи, всегда работают в по определенной схеме, подчеркнул он. Многотонные изделия осматриваются, снимаются вертолетом, ставятся на палубу судов, которые доставляли демонтированный РИТЭГ к месту перегрузки в специальные контейнеры. При помещении в спецконтейнер РИТЭГ ни в коем случае не разбирают, а погружают прямо в защитной оболочке.
Далее такие «коробки» на поезде доставляются либо на площадки временного хранения, либо сразу в хранилище ФГУП «Маяк». Ни одного РИТЭГа на территории Северо-Запада РФ (в отличие от Дальнего Востока) сегодня не хранится, подчеркнул Шеметов. Всего в 2011 году на «Маяк» поступило 92 источника энергии РИТЭГов. В 2012 году планируется вывод из эксплуатации порядка 68 РИТЭГов с объектов Севморпути, включая 34 прибора из района Игарка — Диксон. «Вообще, 101 объект находится в ожидании вывода с трасс СМП», — добавил Шеметов.
Производство РИТЭГов в России сегодня полностью остановлено. И военные, и гражданские навигационные службы переходят на ветроэнергетические установки и солнечные панели.
«Мы сделали временные схемы питания на некоторых маяках, взамен убранных РИТЭГов. Ставятся химические источники тока, которые обеспечивают работу светооптической аппаратуры. А дальше, исходя из специально выполненных проектных расчетов по каждому средству навигационного оборудования, производим установку либо ветряка, либо солнечной батареи. Ставятся там и какие-то контроллеры, накопители, чтобы обеспечить функционирование маяка со штатными характеристиками», — рассказал Шеметов.
Солнечные панели, по словам Шеметова, хорошо зарекомендовали себя даже в Заполярье, где долго держится полярная ночь. Один из первых маяков на солнечных панелях был установлен Минобороны на Айновских островах в Мурманской области.
«Даже в самое темное время эта панель работала 10 месяцев в году на накопленной энергии, заявленную дальность (света) этот маяк обеспечивал. Эта система очень долго работает, около 15 лет. Сама солнечная панель дешевле, чем радиоизотопный источник энергии, но есть определенные сложности в эксплуатации, так как она дает не переменный, а постоянный ток. Панели закупаются различные — как зарубежного, так и российского производства», — рассказал Шеметов.
Кроме того, на средствах навигационного оборудования установлены специальные системы мониторинга, которые облегчают работу обслуживающему персоналу.
«Если нет необходимости, так никто не проверяет. Если маяк прекращает работать, то сразу же поступает сигнал, что он выключился. Если какое-то судно столкнулось с буем, информация об ударе также идентифицируется. Однако сейчас обслуживать навигационное оборудование все труднее из-за недостатка финансирования», — добавил Шеметов.