News

Штокмановский проект: риски зашкаливают

Схема: www.gazprom.ru

Опубликовано: 12/12/2011

Автор: Нина Лесихина

На 15 ноября 2011 года была запланирована встреча российских экологических организаций с компанией «Газпром нефть шельф» по вопросам нефтяных разливов. Но ее представителей в зале не оказалось. Зато присутствовала большая делегация ОАО «Штокман Девелопмент АГ» (ШДАГ), готовая обсудить вопросы экологической безопасности Штокмановского проекта. Компания представила результаты анализа рисков разливов углеводородов, но отказалась сделать этот отчет публичным, а также призналась в отсутствии средств для полной экологической оценки.

Компания не готова к ликвидации аварийных разливов…

 

По заказу компании ШДАГ эксперты научно-методического центра «Информатика риска» подготовили анализ рисков возникновения аварийных разливов углеводородов при разработке Штокмановского месторождения. Анализ показал высокие уровни вероятности аварийных разливов.

 

В результате аварийной ситуации на добывающей платформе интенсивность утечки газа может составить до 23 млн м3 в сутки. При этом известны случаи, когда неконтролируемые выбросы из скважин продолжались в течение нескольких лет. При разрыве полного сечения газопровода в начальной точке интенсивность выбросов будет крайне высока, а продолжительность составит несколько десятков минут.

 

Оценка вероятности разливов с судов показала, что риски повышаются при отделении конденсата на месте из-за дополнительных рисков, связанных с хранением, наливом и перегрузкой конденсата. Представитель НМЦ также отметил, что в свете инициативы Европейского союза о введении запрета на использование мазута на судах в Баренцевом море компания ШДАГ должна предусмотреть подобные ограничения при планировании деятельности в рамках проекта.

 

Главный инженер НМЦ «Информатика риска» Валентин Журавель отметил, что в настоящее время в России не существует морской службы противофонтанного обеспечения, а при реализации проекта необходимо обеспечить силы и средства для внешнего пожаротушения и оперативного мониторинга аварийной ситуации. В рамках Штокмановского проекта важно разработать отдельные планы ликвидации аварийных ситуаций для этапа бурения, для береговых и морских объектов, для газопровода, терминалов и прибрежных акваторий и общий план для эксплуатации.

 

– Сегодня компания ШДАГ не готова к ликвидации аварийных разливов нефти, – подытожил Журавель. – Было проработано 70 тысяч сценариев развития нефтеразлива. Высокая переменчивость условий и ограниченное время реагирования обусловливают необходимость готовиться заранее. Сколько средств и сил вы ни накопили, все равно придется осуществлять внешнее взаимодействие. И уже сейчас нужно поднимать вопрос о наилучших доступных технологиях для ликвидации аварийных разливов.

 

…экономит на оценке климатических и экологических рисков

 

Компания ШДАГ представила результаты оценки воздействия проекта на окружающую среду по стандартам международных банков, в том числе на процесс изменения климата. По данным компании, выбросы парниковых газов в период строительства составят около 355 000 тонн в год, а на этапе эксплуатации – 615 600 тонн в год, что суммарно превышает уровень значимости и требует учета. В аварийных ситуациях весь объем газа будет сбрасываться на факел, т. е. сжигаться. Какие объемы СО2 в этом случае попадут в атмосферу, компания не уточнила, так же как и не предусмотрела возможность изоляции СО2 посредством применения технологии улавливания и захоронения углекислого газа.

 

В настоящее время у компании отсутствует какая-либо климатическая политика, что может привести не только к усилению разрушительного воздействия на изменение климата в Арктике, но и к искусственному завышению рентабельности проекта за счет недооценки рисков, связанных с изменением климата. К таким рискам относятся: изменения в количестве и распределении осадков, ледовой обстановки, увеличение штормов и ураганов, повышение уровня моря, изменение береговой линии, более высокая заболеваемость среди населения и многое другое, что требует оценки еще на этапе планирования. При этом введение ограничений на выбросы парниковых газов на международном и национальном уровнях уже способствует изменению в потребительском поведении и спросе, повышению углеродосоставляющей в цене на элементы инфраструктуры проекта, необходимости соблюдения новых стандартов энергоэффективности. Все это, а также необходимость дополнительного страхования в связи с увеличением физических рисков в результате изменения климата требуют дополнительных финансовых расходов, которые не учитываются в настоящее время.

 

На предложение «Беллоны» разработать климатическую стратегию ШДАГ в рамках реализации Штокмановского проекта, в частности провести анализ рисков и для проекта, связанных с изменением климата, а также выработать меры по управлению выбросами парниковых газов, компания так ничего и не ответила.

 

Столь же формально компания отнеслась и к оценке воздействия проекта на птиц. В материалах экологической оценки не учитывается воздействие на птиц Новой Земли, хотя расстояние от лицензионного участка до нее значительно меньше, чем до побережья Кольского полуострова.

 

– Компанией был выполнен формальный объем экологической оценки с минимумом финансовых затрат, – сказал на встрече Юрий Краснов, эксперт Союза охраны птиц России. – Компания учитывает распространение нефтяного пятна, но не учитывает ареал обитания птиц. Под угрозой может оказаться 98% сохранившейся популяции стеллеровой гаги. Этот вид находится в международной Красной книге. Но это не учтено в материалах оценки воздействия проекта на окружающую среду.

 

…и финансово несостоятельна

 

При этом Юрий Александровский, менеджер по экологическому мониторингу и ОВОС компании «Штокман Девелопмент АГ», отметил финансовую несостоятельность компании для проведения комплексной экологической оценки, сказав, что «если компания богатая и хочет дополнительно исследовать что-то, то пожалуйста, но ведь проект должен быть рентабельным». При этом компания до сих пор не закончила оценку акустического воздействия проекта, воздействия газогидратов на флору и фауну и многое другое.

 

Таким образом, получается, что акционеры ШДАГ будут принимать инвестиционное решение, не имея полного представления о финансовых затратах, связанных с объективной оценкой экологических рисков и ликвидацией последствий возможных аварийных ситуаций. При этом, к примеру, компания British Petroleum (BP) в результате аварии в Мексиканском заливе, во время которой также происходила утечка газа интенсивностью 50 млн м3 в сутки, потратила более $40 млрд на ликвидацию и компенсацию экологического ущерба.

 

Нужен ли нам такой проект?

 

Известно, что потенциал эффективности при добыче на существующих скважинах и переработке нефти гораздо выше, чем при освоении новых месторождений на арктическом шельфе. К тому же только утилизация 95% попутного нефтяного газа на уже действующих месторождениях может привести к экономии до 45 млрд м3 энергетического ресурса в год, что в два раза больше, чем планируется добывать на первом этапе Штокмановского проекта. Так нужен ли нам такой проект?