News

ЗСД покончит с зеленым поясом Петербурга

Опубликовано: 02/12/2011

Автор: Алексей Смирнов

Строительство Западного скоростного диаметра ставит под удар экологическое благополучие петербуржцев. Последняя очередь трассы пройдет по трем особо охраняемым природным территориям, нанеся им значительный ущерб. Эксперты говорят, что шумовое загрязнение прилегающих к ЗСД жилых домов уже сейчас превышает норму в 10 раз. Поэтому проект приходится переделывать «с колес», подгоняя под санитарные нормы. Дальше будет только хуже. Однако власти не обращают внимания ни на протесты жителей, ни на предостережения ученых РАН и СПБГУ, утверждающих о грядущей экологической катастрофе. Об этом говорилось на пресс-конференции в Институте развития прессы, состоявшейся во вторник, 29 ноялбря. В ней приняли участие представители общественники, ученые, эксперты СПбГУ и Восточно-европейской ассоциации акустиков

Мнение общественности никто не учитывает 

По плану, Северный участок – наиболее протяженная часть Западного скоростного диаметра(ЗСД). Его длина составляет около 24 км. Участок начинается от Большой Невки и заканчивается транспортной развязкой с автодорогой «Скандинавия», вблизи Белоострова. Он проектируется по параметрам скоростной автомобильной магистрали с расчетной скоростью движения 120 км/ч, 4-6 полосами движения при ширине земельного полотна 28 м.

И ученые, и общественники единодушны: строительство северного участка ставит под угрозу здоровье и жизнь не только настоящего, но и будущего поколений горожан.

«Ни в одном городе мира не строят скоростные магистрали, проводя их через жилые кварталы, – говорит Анатолий Кривенченко, руководитель общественного комитета «Чистый залив», – Любой крупный проект не может быть утвержден без согласования с общественностью. Но в Санкт-Петербурге мнение народа полностью игнорируется, как и мнение ученых ведущих НИИ города. Разрешив строительство Северного участка, город наносит удар по своим легким – зеленому поясу Петербурга …»

По трассе или по ушам

Андрей Ахматов, президент Восточно-европейской ассоциации акустиков, утверждает, что уже сейчас при строительстве ЗСД нарушаются все нормы шумового загрязнения: «Я занимался этим вопросом в Курортном районе, была проанализирована шумовая ситуация вблизи Сестрорецка. Выяснилось, что проектировщики исходили и ошибочных расчетов. В результате шумовое загрязнение  превышало допустимое в 10 раз»

По словам Ахматова, допустимые уровни звука для территорий, непосредственно примыкающих к жилым зданиям, составляют 55 дБА днем и 45дБА ночью. Более того,  в ближайшем будущем они могут быть ужесточены в связи с введением понятия «вечернее время».

«СниПы устанавливают также максимально допустимые спектральные уровни шума, и эти нормы являются основными нормирующими понятиями, однако этот факт совершенно игнорируется при строительстве ЗСД», – говорит Ахматов, – Проектировщики трассы ЗСД уже совершили вопиющую ошибку в Курортном районе». Там были неправильно установлены акустические экраны, не учитывалась дифракция, то есть огибание звуковой волной препятствий…

Речь идет о строительстве трассы ЗСД вблизи жилого массива Белоостров и ДСК «Дюны». Здесь уже пришлось корректировать места установки акустических экранов. Впрочем, Ахматов говорит, что даже применение современных акустических экранов с реальной эффективностью 18 дБА, не позволит в полной мере защитить жителей расположенных по соседству с трассой домов от сверхнормативного воздействия шума.

Приморский район лишится легких

По мнению экспертов, реализация проекта северного участка ЗСД, включенного в генплан Петербурга, нанесет существенный ущерб трем существующим и проектируемым особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Это заказники «Юнтоловский», «Левашовский лес» и «Сестрорецкий». Кроме того, ущерб будет нанесен и крупнейшей рекреационной зоне Приморского района.

 «Дестабилизируется и без того напряженная экологическая обстановка в северо-западной части Петербурга,  –  говорит Григорий Исаченко, кандидат географических наук доцент факультета географии и геоэкологии СПбГУ. – Будет поставлено под удар экологическое благополучие населения значительной части Приморского и Курортного районов. Увеличится загрязнение воздуха окислами азота и углерода и другими продуктами выброса автотранспорта, а  доступ жителей к рекреационным ресурсам прекратится. Поскольку в Приморском районе наблюдается дефицит зеленых насаждений общего пользования, сокращение площади рекреационных территорий приведет к дальнейшему снижению качества жизни жителей района».

При реализации северной очереди ЗСД, самая крупная зона отдыха в Приморском районе, находящаяся к западу от Планерной улицы, будет разрезана трассой пополам. Это приведет к тому, что гидрологический режим этой территории существенно нарушится. Тяжелые металлы станут мигрировать по торфяному массиву в пределах всей зеленой зоны. Будет полностью уничтожено единственное сохранившееся в Приморском районе верховое болото с популяцией охраняемого растения – восковника болотного. Экосистема лесов, болот и водоемов по левому берегу реки Каменки, служащая своеобразным буфером для Юнтоловского заказника, нарушится в наиболее пока сохранившейся части. Из-за шума и загрязнения, связанного со строительством и эксплуатацией магистрали, качество природной среды в наиболее посещаемой части зоны отдыха резко ухудшится и ее рекреационная ценность снизится более чем наполовину.

Заказники: заказ на уничтожение

Не меньший вред будет нанесен и самому Юнтоловскому заказнику. Сейчас это самая крупная ООПТ Санкт-Петербурга. Ее площадь составляет чуть менее 10 квадратных километров. Юнтоловский заказник – это водно-болотное угодье международного значения, где ежегодно гнездятся десятки видов водоплавающих птиц (в том числе 29 видов, включенных в «Красные книги»), встречаются такие редкие виды зверей, как лесной хорек, ласка. Произрастают 15 редких и охраняемых видов растений и грибов. Проектируемая трасса ЗСД пройдет на расстоянии около 150 м от северной границы заказника. Это не может не сказаться на состоянии флоры и фауны заказника, в том числе популяций редких видов растений и животных.

По плану, сразу после пересечения КАД трасса ЗСД проходит по территории крупнейшего лесоболотного массива Петербурга площадью более 30 квадрантных километров. Он сохранился в относительно ненарушенном состоянии. В настоящее время здесь ведется проектирование регионального комплексного заказника «Левашовский лес». Это единственный лесной массив со 150-летними елями в черте Петербурга. Здесь обитают крупные копытные, хорь, барсук, другие виды семейства куньих, гнездится около 80 видов птиц, встречаются редкие растения, включенные в «Красные книги». Трасса ЗСД перережет территорию, планируемую для создания ООПТ «Левашовский лес», почти посередине, на протяжении 4,5 км. Кроме загрязнения воздуха выхлопными газами, особенно гибельного для хвойных лесов, загрязнения поверхностных вод, будут перерезаны маршруты миграции крупных животных, что приведет к резкому сокращению их численности, а затем и к полному исчезновению.

Кроме того, 1,5-километровый участок ЗСД пройдет по границе проектируемого регионального комплексного заказника «Сестрорецкий». Эта ООПТ площадью 21,6 км2 включает крупнейший болотный массив в черте Петербурга, не затронутый техногенным воздействием, и часть акватории озера Сестрорецкий Разлив.

Ученые предлагают, власти молчат

Эксперты СПбГУ предлагают альтернативный вариант северного участка ЗСД. Предполагается с Васильевского острова по мосту-эстакаде вывести магистраль не в створ Планерной улицы, а примерно в 3 км западнее, к западному берегу озера Лахтинский разлив, на предусмотренную генпланом развязку с Приморским шоссе и его дублером, проходящим севернее железнодорожной линии. Далее трасса ЗСД будет обходить с северо-востока массивы одноэтажной застройки поселков Лахта и Ольгино, затем с запада огибать строящийся коттеджный поселок «Северный Версаль» и планируемый район жилой застройки «Медвежья лапа» на юге. Затем трасса пересекает два раза реку Черная, КАД, и использует существующий коридор Горского шоссе. Севернее поселка Новоселки трасса поворачивает на сверо-запад и на протяжении 6,5 км проходит через осушенные болота и заболоченные леса, пересекая реку Черная, примерно до переезда через железную дорогу Петербург-Выборг, где соединяется с магистралью намеченной существующим проектом. Для обеспечения миграции животных, в том числе крупных млекопитающих, и во избежание нарушения гидрологического режима, этот участок необходимо соорудить на эстакаде.

«С экологической и социальной точек зрения этот вариант имеет несомненные преимущества, – считает Исаченко, – Он не угрожает особо охраняемым и рекреационным территориям, не проходит по существующим жилым кварталам и вблизи них, а планировку новой жилой застройки можно выполнить уже с учетом прохождения трассы.

Несмотря на то, что данный проект был предложен учеными СПбГУ еще в 2010 году, власти никак  не отреагировали на это предложение. «После внесения изменений в генплан, ЗСД приблизилась к жилым кварталам на 70-100 метров, изменился статус буферных зон, – говорит Кривенченко, –  Был Р1, сейчас – Р3, где можно строить стадионы и другие объекты. На все наши вопросы получаем только отписки. Мы требуем провести экспертизу ЗСД с привлечением ученых. Пока же строительство трассы происходит произвольно, и мы теряем уникальные природные территории в черте города. Это невосполнимая потеря…»