News

В районе Нижегородской АЭС обнаружен крупный карстовый провал

Mir Novostey

Опубликовано: 06/10/2011

Автор: Владимир Сливяк

"Росатом" по-прежнему не верит, что провалы - не выдумка противников строительства станции.
Как сообщаю местные общественные организации, 5 октября обнаружен новый крупный провал в регионе повышенной карстовой опасности, где также находится стройплощадка Нижегородской АЭС. Карстовый провал был обнаружен активистами движения «Нет АЭС в Монаково!» в деревне Чудь, буквально у стен жилых домов. Ранее, доказывая опасность размещения АЭС в зоне меловых карстов, сотрудники «Росатома» утверждали, что никакой опасности для атомной станции не существует, а угроза провалов является надуманной. Вместе с этим, ученые Муромского университета, выступая против строительства АЭС у села Монаково в Нижегородской области, утверждают, что в недрах выбранной под строительство площадки находятся карсты, подвижность и непредсказуемость которых может стать причиной техногенной катастрофы на планируемой АЭС. 
 
Вот комментарий Олега Кузичкина, первого заместителя директора Муромского Института Владимирского Госуниверситета имени Столетовых, одного из самых известных в мире ученых в области изучения карстов: «Провал, который в Чуде образовался, как я понимаю ночью, лишний раз подтверждает, что там неспокойно с точки зрения карстовой опасности. Я думаю, что это вещи закономерные, потому что мы уже говорили не раз, на всех совещаниях, что там «живой» карст – это лишнее подтверждение наших слов. О том, что Гидроспецгеология при исследовании говорила, что карсту миллионы лет, мы не спорим. Мы говорим о том, что он миллионы лет развивается. Он развивается в настоящее время достаточно быстро и очень активно. С учетом того, что там нет техногенной нагрузки, карст сейчас природный, тем не менее, провалы образуются. Основной пик образования провалов – это осень-весна. Осенью можно ожидать провалы не только в Чуде. Это в Чуде просто мы заметили, это рядом с домами. А так, в окрестных местах, я думаю, тоже появились свежие провалы. Наверное, и старые оживают. Это нормально. Если будет начато строительство, конечно, активность карстов возрастет. И мы будем иметь не один этот случай, это будет не просто из ряда выходящее событие – провалилось там что-то, это будет постоянно».
 
В нынешний предвыборный период противники общественного движения «Нет АЭС в Монаково!» пытаются вбить клин между жителями Мурома и лидерами общественного движения, говорят активисты. Оппоненты уже обвинили лидера движения Василия Вахляева и его сподвижников в том, что тему борьбы со  строительством атомной станции они используют в политической борьбе. Кузичкин уверен, что такая постановка вопроса выгодна только «Росатому».
 
«Это один из способов борьбы с «Нет АЭС в Монаково!», с общественным движением. Обвинить их в политических пристрастиях к какой-то партии, одной или другой,
но, на самом деле, дело обстоит иначе. Мы выражаем свою позицию – научную, общественную, гражданскую. Вот провал. Ну, какая партия виновата, что он провалился? Позиция жителей города Мурома, наша позиция, позиция ученых — тех, которых я знаю, которые со мной в одних рядах — однозначная. Строительство здесь
нельзя начинать! Просто нельзя! Лишнее подтверждение – это провал в Чуде», — утверждает Кузичкин.
Напомню о том, как проходили общественные слушания по проекту Нижегородской АЭС, ведь «Росатом» часто использует результаты слушаний, как некое «оправдание» для своих проектов. «Официальные» общественные слушания по проекту прошли в 2009 году в Навашино (Нижегородская область). Они сопровождались многочисленными нарушениями, включая безосновательные задержания активистов группы «Экозащита!» местной милицией на время слушаний с последующим освобождением без составления каких-либо протоколов. Осенью 2009 года по этому проекту прошли вторые общественные слушания в городе Муром, расположенном примерно в 20 км от площадки атомной станции, которые были инициированы местными депутатами. Причиной их проведения стали не только нарушения в Нижегородской области, но и плохая организация, в следствие которой многие местные жители не смогли попасть в зал для слушаний. Результаты муромских слушаний вряд ли возможно назвать «положительными» для проекта Нижегородской АЭС. Представители «Росатома» были официально приглашены депутатами в Муром, однако так и не появились. Позднее «Росатом» распространил ряд заявлений, в которых муромские слушания назывались незаконными. Впрочем, без каких-либо конкретных к тому оснований. 
Проектная документация по Нижегородской АЭС, включая результаты общественных слушаний, была передана в «Ростехнадзор», который выдал лицензию на размещение АЭС на карстово-опасной площадке. Однако в лицензии есть «обременение», в соответствие с которым в течение 2011 года должны быть произведены дополнительные исследования на площадке, а строительные работы запрещены. Искать логику в том, что разрешение на размещение АЭС выдается без результатов полноценного изучения площадки, по всей видимости, бесполезно. Впрочем, свою квалификацию «Ростехнадзор» уже демонстрировал не раз — на Саяно-Шушенской ГЭС, шахте «Распадская». Многих людей можно было бы спасти при условии, что надзорный орган в России действительно занимается жестким надзором за промышленностью. А не исполняет приказы крупного бизнеса, за которым, как правило, стоят кремлевские чиновники.
«Росатом» планирует построить АЭС с двумя энергоблоками типа ВВЭР-1200 у села Монаково в Нижегородской области. Проектирует станцию нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект» (ОАО «НИАЭП»). Предварительная стоимость одного реактора составляет около $3 млрд. Ранее представители атомной госкорпорации неоднократно заявляли, что пуск первого блока АЭС намечен на 2016 год, а второго — на 2019 год. Однако давление противников АЭС уже затормозило план «Росатома» как минимум на три года. 30 сентября представитель «НИАЭП» в Нижнем Новгороде впервые заявил о том, что проект затягивается — пуск первого блока планируется только в 2019 году, а следующего — на два года позже. (http://volga.ria.ru/economy/20110930/82020793.html)
Дополнительное чтение — о ситуации с карстовой опасностью в районе сооружения Нижегородской АЭС http://www.mirnov.ru/arhiv/mn923/mn/22-1.php

5 октября был обнаружен новый крупный провал грунта в регионе повышенной карстовой опасности, поблизости от которого находится стройплощадка Нижегородской АЭС. Карстовый провал обнаружили активисты движения «Нет АЭС в Монаково!» в деревне Чудь, буквально у стен жилых домов. Ранее, доказывая безопасность размещения АЭС в зоне меловых карстов, сотрудники «Росатома» утверждали, что угроза провалов является надуманной. Вместе с этим, ученые Муромского университета, выступая против строительства АЭС у села Монаково в Нижегородской области, утверждают, что в недрах выбранной под строительство площадки находятся карсты, подвижность и непредсказуемость которых может стать причиной техногенной катастрофы на планируемой АЭС. (На фото — один из карстовых провалов, сфотографированный в сентябре 2011 года во время пресс-тура, организованной «Экозащитой» для центральных СМИ.)

Вот комментарий Олега Кузичкина, первого заместителя директора Муромского Института Владимирского Госуниверситета имени Столетовых, одного из самых известных в мире ученых в области изучения карстов: «Провал, который в Чуде образовался, как я понимаю ночью, лишний раз подтверждает, что там неспокойно с точки зрения карстовой опасности. Я думаю, что это вещи закономерные, потому что мы уже говорили не раз, на всех совещаниях, что там «живой» карст – это лишнее подтверждение наших слов. О том, что Гидроспецгеология при исследовании говорила, что карсту миллионы лет, мы не спорим. Мы говорим о том, что он миллионы лет развивается. Он развивается в настоящее время достаточно быстро и очень активно. С учетом того, что там нет техногенной нагрузки, карст сейчас природный, тем не менее, провалы образуются. Основной пик образования провалов – это осень-весна. Осенью можно ожидать провалы не только в Чуде. Это в Чуде просто мы заметили, это рядом с домами. А так, в окрестных местах, я думаю, тоже появились свежие провалы. Наверное, и старые оживают. Это нормально. Если будет начато строительство, конечно, активность карстов возрастет. И мы будем иметь не один этот случай, это будет не просто из ряда выходящее событие — провалилось там что-то, это будет постоянно». 

В нынешний предвыборный период противники общественного движения «Нет АЭС в Монаково!» пытаются вбить клин между жителями Мурома и лидерами общественного движения, говорят активисты. Оппоненты уже обвинили лидера движения Василия Вахляева и его сподвижников в том, что тему борьбы со  строительством атомной станции они используют в политической борьбе. Кузичкин уверен, что такая постановка вопроса выгодна только «Росатому»:

«Это один из способов борьбы с «Нет АЭС в Монаково!», с общественным движением. Обвинить их в политических пристрастиях к какой-то партии, одной или другой,но, на самом деле, дело обстоит иначе. Мы выражаем свою позицию – научную, общественную, гражданскую. Вот провал. Ну, какая партия виновата, что он провалился? Позиция жителей города Мурома, наша позиция, позиция ученых — тех, которых я знаю, которые со мной в одних рядах — однозначная. Строительство здесьнельзя начинать! Просто нельзя! Лишнее подтверждение – это провал в Чуде».

Напомню о том, как проходили общественные слушания по проекту Нижегородской АЭС, ведь «Росатом» часто использует результаты слушаний, как некое «оправдание» для своих проектов. «Официальные» общественные слушания по проекту прошли в 2009 году в Навашино (Нижегородская область). Они сопровождались многочисленными нарушениями, включая безосновательные задержания активистов группы «Экозащита!» местной милицией на время слушаний с последующим освобождением без составления каких-либо протоколов. Осенью 2009 года по этому проекту прошли вторые общественные слушания в городе Муром, расположенном примерно в 20 км от площадки атомной станции, которые были инициированы местными депутатами. Причиной их проведения стали не только нарушения в Нижегородской области, но и плохая организация, в следствие которой многие местные жители не смогли попасть в зал для слушаний. Результаты муромских слушаний вряд ли возможно назвать «положительными» для проекта Нижегородской АЭС. Представители «Росатома» были официально приглашены депутатами в Муром, однако так и не появились. Позднее «Росатом» распространил ряд заявлений, в которых муромские слушания назывались незаконными. Впрочем, без каких-либо конкретных к тому оснований. 

Проектная документация по Нижегородской АЭС, включая результаты общественных слушаний, была передана в «Ростехнадзор», который выдал лицензию на размещение АЭС на карстово-опасной площадке. Однако в лицензии есть «обременение», в соответствие с которым в течение 2011 года должны быть произведены дополнительные исследования на площадке, а строительные работы запрещены. Искать логику в том, что разрешение на размещение АЭС выдается без результатов полноценного изучения площадки, по всей видимости, бесполезно. Впрочем, свою квалификацию «Ростехнадзор» уже демонстрировал не раз — на Саяно Шушенской ГЭС, шахте «Распадская». Многих людей можно было бы спасти при условии, что надзорный орган в России действительно занимается жестким надзором за промышленностью. А не исполняет приказы крупного бизнеса, за которым, как правило, стоят кремлевские чиновники. 

«Росатом» планирует построить АЭС с двумя энергоблоками типа ВВЭР-1200 у села Монаково в Нижегородской области. Проектирует станцию нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект» (ОАО «НИАЭП»). Предварительная стоимость одного реактора составляет около $3 млрд.

Ранее представители атомной госкорпорации неоднократно заявляли, что пуск первого блока АЭС намечен на 2016 год, а второго — на 2019 год. Однако давление противников АЭС уже затормозило план «Росатома» как минимум на три года. 30 сентября представитель «НИАЭП» в Нижнем Новгороде впервые заявил о том, что проект затягивается — пуск первого блока планируется теперь только в 2019 году, а следующего — на два года позже.

Дополнительное чтение — о ситуации с карстовой опасностью в районе сооружения Нижегородской АЭС.