News

Экспериментальный арктический космодром за деньги налогоплательщиков

Подлинная фотография списанной в 2002 году платформы «Хаттон» до сих пор иллюстрирует англоязычную страницу сайта «Севмаша», посвященную продукции для оффшорной добычи нефти и газа.

Опубликовано: 16/09/2011

Прошла неделя с 6 сентября, когда "Газпром" устами начальника Управления техники и технологии разработки морских месторождений г-на Владимира Вовка заявил на пресс-конференции о готовности обеспечить режим открытости проекта "Приразломной". За эту неделю число подписей под обращением к Путину, требующим приостановить проект "Газпрома", приблизилось к необходимым 10 тысячам. Обещания же руководства "Газпрома" пока остаются на словах.

Источник: блог "Деньги за природу"

Тем временем эксперты-экологи в кулуарах своих организаций обсуждают вопрос, какие именно шаги “Газпрома” по раскрытию информации могут быть восприняты как достаточные. И на какие из них “Газпром”, скорее всего, решится пойти. «Если уж пошла речь об информационной открытости, то говорить нужно не о душеспасительных семинарах или планах ликвидации аварийных разливов, а обо всей той документации, которую Союз охраны птиц еще в марте просил предоставить  для проведения общественной экологической экспертизы», – комментирует заявление г-на Вовка авторитетный независимый эксперт Алексей Григорьев.   ПЛАРН платформы компании Cairn Energy на шельфе Гренландии был раскрыт под давлением Гринпис правительством этой страны. Союз охраны птиц запросил у «Газпром нефть шельфа» гораздо более внушительный перечень документов – включая декларации промышленной безопасности, планы мероприятий гражданской обороны, оценки воздействия и регламенты по охране окружающей среды.

Между тем, тучи над корпорацией, активизирующей деятельность в экологически уязвимых регионах, сгущаются день ото дня. Вчера по запросу природоохранных организаций Росприродназдор начал проверку по факту бурения на шельфе Охотского моря, осуществляемого  “Газпромом” вопреки отрицательному заключению Государственной экологической экспертизы. В результате буровой подрядчик был вынужден приостановить работы.

bodytextimage_prirazlomnaya.jpg

 “Осваивать углеводородные ресурсы в Арктике будет труднее, чем осваивать космос”, – заявил на пресс-конференции 6 сентября один из идеологов нынешней политики освоения Арктики, председатель Научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений, академик Алексей Конторович. “Для того, чтобы в середине – второй половине XXI века начинать по-крупному разработку шельфов морей Северного Ледовитого океана, надо начинать эту работу сегодня.  Это не поспешность, а взвешенная разумная подготовка к будущим решениям”, – сказал господин Конторович, фактически признавая, что нынешняя арктическая экспансия “Газпрома” продиктована не столько соображениями бизнеса,  сколько потребностью в технологическом эксперименте – с непредсказуемыми рисками и отложенным на десятилетия коммерческим результатом.

Возникает вопрос: за чей счет? Есть ли деньги на такие эксперименты (и покрытие ущерба в случае отрицательного результата) не только у самой компании – но и у правительства? Согласно вчерашнему сообщению экологической организации Platform, “британский премьер пригласил топ-менеджеров британских нефтегазовых корпораций для участия в своей миссии по развитию деловых связей с Россией после краха арктической сделки “Роснефти” и BP”.  Показательно, что российские СМИ, освещавшие визит Камерона, не упоминают об этом. Тем не менее, недоказуемый, но очевидный “результат налицо”.  Как сообщил “Коммерсант”, сегодня суд признал незаконными обыски в московском офисе ВР, прошедшие 31 августа и 1 сентября, на следующий день после подписания стратегического альянса ExxonMobil и “Роснефти”. Таким образом, череда “случайных” событий вокруг компаний, вовлеченных (или пытающихся войти) в российские арктические проекты получила логичное продолжение.

Правда, есть нечто позитивное, что объединяет ExxonMobil и BP – прямых конкурентов за доступ к российскому Арктическому шельфу. Это готовность вкладывать деньги в создание научного центра, который должен обеспечить разработку безопасных технических решений.  «…выводы о недостаточности сил и средств ликвидации разливов нефти (ЛРН) в западном секторе российского арктического шельфа и серьезных технико-технологических ограничениях по проведению операций ЛРН в ледовых условиях делают необходимым дальнейшую разработку и реализацию решений по предупреждению возникновения разливов нефти и снижению риска», – пишут тем временем специалисты ведущего отраслевого научного центра «Газпрома» – ВНИИГАЗ.

bodytextimage_platform_departure.jpg

Но – «Газпром» уже начал работу в Арктике. Это укладывается в логику, если учесть, что, по признанию начальника управления «Газпрома» Владимира Вовка, на момент принятия решения о запуске «Приразломной» в производство окончательной технической документации платформы просто  не существовало.

Осмысливая эти события и сопоставляя их с протекционистскими мерами и механизмами субсидированием, ставшими известными в ходе пресс-конференции 6 сентября, логично предположить, что правительство не только ведет многоплановую игру с транснациональными корпорациями и поддерживает «Газпром» в его стремлении «экспериментировать не в лаборатории, а в открытом океане».  Оно рассматривает освоение Арктики как еще один массивный инструмент формирования “бюджетной” экономики на десятилетия вперед – подобный Олимпиаде в Сочи или программе развития ядерной энергетики. Именно такого развития событий, похоже, больше всего опасаются эксперты.