News

Киотский протокол и Сбербанк: парниковая бюрократия

Выбросы парниковых газов
www.uk.reuters.com

Опубликовано: 25/08/2011

Автор: Алексей Смирнов

Сбербанк РФ в августе объявил об очередных тендерах ПСО (проектов совместного осуществления) Киотского протокола. Речь идет о продажах единиц сокращенных выбросов (ЕСВ). По мнению аналитиков, конкурсы не пройдут гладко. По сектору «Энергетика» ожидается дефицит квот. Квоты по направлениям «Отходы» и «Промышленные «процессы», напротив, останутся невыбранными. Между тем, процесс продажи квот в России остается чрезвычайно бюрократизированным и монополизированным.

Сбербанк объявил о проведении конкурсов

Сбербанк России 12 августа объявил о начале трех конкурсов по проектам, осуществляемым в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Конкурсы пройдут по трем секторам (категориям) источников парниковых газов: по сектору «Отходы» на 10 млн. тонн СО2;; «Промышленные процессы» на 30 млн. тонн СО2; сектору «Энергетика» на 30 млн. тонн СО2. Документы на конкурс принимаются до 5 сентября 2011 года.

Предстоящие конкурсы, по просьбе «Беллона.ру» проанализировал аналитик Михаил Юлкин – генеральный директор компании CCGS, специализирующихся на разработке решений и оказании профессиональных услуг в области изменения климата, управления выбросами парниковых газов, энергоэффективности и энергосбережения в рамках Киотского протокола.

«Надо отметить, что зарубежных покупателей российских квот становится все меньше, – говорит Михаил Юлкин, – Цена за российские квоты упала с 10-11 евро за тонну сокращенных выбросов до 9 евро за тонну ЕСВ. Причина – промедление нашего правительства в оформлении процедуры работы компаний в области ПСО».

При этом по словам Юлкина, готовых проектов по Киотскому протоколу в России существует немало. Многие из них полностью готовы и ожидают только одобрения Сбербанка. Но и здесь есть свои тенденции – заявок по сектору «Энергетика» подано намного больше, чем по двум другим секторам.

 

Квоты перекосило в сторону энергетики

Так, по сектору «Энергетика» это 31 проект общим объемом 24 633 145 тонн СО2-экв. В соответствии с приложением «А» Киотского протокола к этой категории относятся все проекты, связанные с уменьшением сжигания ископаемого топлива для выработки энергии (включая повышение эффективности использования топлива при выработке энергии, перевод мощностей на природный газ, использование возобновляемых источников энергии и биотоплива, а также энергосбережение в обрабатывающих отраслях). Сюда же относятся проекты, направленные на уменьшение утечек парниковых газов при добыче топливно-энергетических ресурсов (включая утилизацию попутного нефтяного газа и шахтного метана).

Сектор «Промышленные процессы» включает 6 проектов общим объемом 15 815 114 тонн СО2-экв. Это все проекты, связанные со снижением выбросов закиси азота при производстве минеральных удобрений.

Сектор «Отходы» включает 4 проекта общим объемом 6 808 234 тонн СО2-экв. Данные проекты связаны с утилизацией свалочного газа и с использованием отходов для производства конечной продукции (пеллет).

«Мы видим, что большинство существующих по состоянию на август 2011 проектов принадлежат к сектору энергетики, – говорит Михаил Юлкин, – Львиная доля новых проектов также, вероятно уйдет в этот сектор. Таким образом, мы заведомо будем иметь дефицит по сектору «Энергетика», а квоты по сектору «Промышленные процессы» и сектору «Отходы», скорее всего, останутся невыбранными».

Аналитик говорит, что в объявлениях о проведении тендеров не сказано о том, что проекты можно заявить только по одному сектору. Поэтому он направил в Сбербанк РФ и Минэкономразвития предложение опубликовать на сайте Сбербанка официальное разъяснение, в котором говорилось бы, что проекты, направленные на энергосбережение в отраслях промышленности, могут подаваться на тендер по сектору «Энергетика» или по сектору «Промышленные процессы» по усмотрению заявителей. И что проекты могут заявляться на конкурс только по одному сектору, иначе проекты будут дисквалифицированы.

 

Бюрократия и монополизм помогают парниковым газам

Напомним, в конце 2010 года Сбербанк РФ и Минэкономразвития РФ подвели итоги второго конкурса проектов для осуществления в соответствии со статьей 6 Киотского протокола. Из 58 поданных на конкурс проектов (общим потенциалом 75,6 млн. тонн СО2-экв) были утверждены только 18. В совокупности они позволили сократить выбросы парниковых газов лишь на 28,7 млн. тонн СО2-экв. Таким образом, эффективность конкурсного отбора менее 50%.

«То есть не была выбрана даже установленная квота в 30 млн. тонн СО2-экв., – говорит Михаил Юлкин, – После этого почти 6 месяцев Сбербанк по непонятным причинам не принимал проекты на рассмотрение. В течение шести месяцев пересматривались процедура приема и рассмотрения проектов, менялись критерии отбора. Потребовалось вмешательство президента России, потребовавшего ускорить процесс».

По словам аналитика CCGS, в России процесс продажи квот не только чрезвычайно бюрократизирован, но и монополизирован. Ведь чтобы зарегистрировать проект, необходимо иметь иностранного покупателя, который готов выкупить сокращение выбросов на условиях, рекомендованных Сбербанком. Сбербанк не только должен одобрить сделку, но еще непременно должен быть третьей стороной в этой сделке. При этом нигде в мире нет монополии на продажу ЕСВ.

 

Как нам обустроить ПСО

Известно, что сокращение выбросов парниковых газов позволяет смягчить негативное изменение климата, и это уже само по себе благо. Кроме того, проекты по сокращению выбросов предусматривают такие меры как уменьшение расхода ископаемого топлива, использование возобновляемых источников топлива и энергии, энергосбережение, повышение энергоэффективности, внедрение инновационных технологий, утилизация попутного нефтяного газа, шахтного метана, отходящих горючих газов, отходов производства и потребления. А это как раз то, к чему призывают Президент и Правительство России и что определено как главные стратегические приоритеты развития российской экономики на ближайшую перспективу.

Именно на это и должна быть направлена процедура утверждения проектов для совместного осуществления. По мнению экспертов CCGS ее можно свести к проверке уполномоченным органом соблюдения простых и очевидных требований.

Во-первых, заявителем должен быть инвестор, который осуществляет проект, приводящий к сокращению выбросов парниковых газов. При этом инвестор должен иметь необходимый запас прочности, позволяющий ему осуществить инвестиции в полном объеме. Инвестор должен также неукоснительно соблюдать требования российского законодательства в сфере инвестиций, включая получение, где это необходимо, заключений экологической экспертизы и других разрешительных документов.

Во-вторых, заявленный проект должен удовлетворять всем требованиям Киотского протокола. Для проверки соблюдения этого требования предусмотрена независимая экспертиза проектов уполномоченными экспертными организациями, которые обладают необходимой квалификацией и аккредитованы при соответствующем органе Киотского протокола – Комитете по надзору за совместным осуществлением.

 

Парниковая лотерея: 32 из 73

По словам Юлкина очень важно, чтобы все возможные основания для принятия уполномоченным органом решений об отказе в утверждении проектов, об отказе в удовлетворении заявки о выпуске в обращение ЕСВ и об аннулирования проектов были оговорены заранее, а заявитель имел не только право, но и возможность оспорить эти решения в суде. Важно также, чтобы заявитель имел свой именной счет в углеродном реестре и распоряжался своими углеродными активами (ЕСВ) по своему усмотрению, сообразуясь со своими интересами, предпочтениями и рыночной конъюнктурой.

Кроме того, нужно освободиться от конкурсного отбора проектов, а также запутанной бюрократической процедуры выпуска в обращение ЕСВ с участием Сбербанка России, Минэкономразвития, Минприроды и администратора углеродного реестра. И это резко изменит ситуацию с продажей российских квот. Пока же эта процедура остается малоэффективной.

На сегодня Сбербанк России провел всего два конкурса, по результатам которых Минэкономразвития РФ утвердило 32 проекта на общую сумму 58,5 млн. тонн СО2-экв. (600 млн. евро). При этом, для участия в конкурсах российскими компаниями было заявлено 73 проекта на 105,8 млн. тонн СО2-экв. (более 1,1 млрд. евро).