News

Бактерии помешают растениям бороться с глобальным потеплением

Опубликовано: 14/07/2011

Рост поглощения углекислого газа растениями в эпоху глобального потепления будет сопровождаться резким усилением производства других парниковых газов почвенными бактериями, что серьезно снизит возможности растений противодействовать изменению климата.

Группа ученых под руководством Кииса Яна ван Гронигена (Kees Jan van Groenigen) из университета северной Аризоны (США) проанализировала несколько десятков работ, посвященных функционированию экосистем в условиях высокого содержания углекислоты.

Ученые обнаружили, что повышение концентрации углекислого газа приведет не только к росту его поглощения земной растительностью, но и к активизации некоторых бактерий в почве рядом с растениями. Эти бактерии будут вырабатывать повышенное количество других парниковых газов — метана (CH4) и закиси азота (N2O), которые способствуют изменению климата в 25 и 300 раз сильнее, чем углекислый газ.

Как отмечается в статье журнала Nature, азотные и метановые бактерии специализируются на различных типах почвы, но в обоих случаях наибольший вклад в выделение парниковых газов внесут сельскохозяйственные угодья. Ученые полагают, что выделение закиси азота увеличится примерно на 20% при двукратном повышении концентрации углекислого газа.

По оценкам исследователей, большая часть метана выделяется бактериями, которые населяют почву рисовых полей и прочих заболоченных участков. При аналогичном повышении содержания углекислого газа эти бактерии будут производить на 45% больше метана, чем сейчас, сообщает РИА Новости.

Ученые предполагают, что в целом эти бактерии будут вырабатывать количество метана и закиси азота, эквивалентное 3,67 миллиарда тонн углекислого газа. Это около 16% от объема углекислого газа, которое растения смогут переработать, если содержание СО2 в земной атмосфере вырастет вдвое. Авторы статьи отмечают, что эта оценка, скорее всего, является заниженной в силу того, что в ходе исследования они не учитывали пики выделения закиси азота зимой и весной, зачастую превышающие ежегодные показатели.