News

BELLONA опасается, что МАГАТЭ останется «беззубым»

Генеральный директор МАГАТЭ Юкиа Амано
http://www.iaea.org/

Опубликовано: 23/06/2011

Перевод: Ксения Вахрушева

На заседании Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) на этой неделе организация показала свою беспомощность в отношении аварии на АЭС Фукусима Даичи, считает эксперт BELLONA по ядерной физике Нильс Бемер. При этом Бемер отметил, что «слишком многие очень многое потеряют, если влияние агентства будет слабым».

Более 1 000 делегатов собрались в Вене для министерских встреч МАГАТЭ, которые начались в понедельник и продлятся до пятницы этой недели. Нильс Бемер, который для норвежских средств массовой информации является первым специалистом по ситуации на АЭС Фукусима Даичи, также присутствует на этих встречах.

 

Необходимый консенсус

 

После первого дня конференции Бемер сообщил, что ведущей темой обсуждений является будущее МАГАТЭ после Фукусимы. Во встречах участвовали многие национальные министры по энергетике: «На трибуне подчеркивалось снова и снова, что агентство должно усилиться в качестве независимого органа, и что международный режим ядерной безопасности должен быть модернизирован», – сказал Бемер.

Это поддерживает и Бемер, и BELLONA в целом, хотя есть сомнения, что эти намерения могут стать реальностью и выйти за рамки обсуждений на конференции.

«Атомная энергетика не является безопасной, но сильное МАГАТЭ, обязывающее страны соблюдать международные стандарты безопасности, независимые оценки рисков, расширение присутствия МАГАТЭ во время аварийных случаев и тщательные стресс-тесты позволят улучшить ситуацию», – говорил Бемер. – «Но, к сожалению, есть слишком много мощных государств, чьи интересы противоречат этому».

 

Многие реакторы должны быть закрыты

 

Бемер отметил, что Россия и Великобритания являются как раз такими странами, у которых, к тому же, есть реакторы, находящиеся в эксплуатации уже очень давно: «Старые российские реакторы и британские реакторы Магнокс будет очень трудно привести в соответствие с новыми, более строгими требованиями безопасности», – сказал он.

Согласно документам, недавно полученным BELLONA, государственная атомная корпорация России в докладе президенту Дмитрию Медведеву сообщила, что первый раунд стресс-тестов российских реакторов, инициированных после аварии в Японии, показал, что подавляющее большинство реакторов в России абсолютно не подготовлены для работы во внештатных ситуациях разного рода, в том числе и стихийных бедствиях.

 

Придаток правительства

 

Фоном для обсуждения роли МАГАТЭ послужило то, что многие считают, что МАГАТЭ не выполнило своих обязанностей во время аварии на АЭС Фукусима Даичи, которая произошла 11 марта после цунами и землетрясения, показав беспомощность управления АЭС при отказе системы охлаждения.

 

МАГАТЭ сильно зависело от информации, поступавшей от правительства Японии, которая, как показало время, была крайне ненадежной, запаздывающей и неполной.

«Все время, пока ситуация на АЭС Фукусима Даичи была нестабильной и опасной, МАГАТЭ поддерживало научные исследования в Японии и японские оценки серьезности ситуации», – сказал Бемер. – «Такое положение дел неприемлемо, если МАГАТЭ хочет быть независимым контролером, которому бы люди доверяли».

Бемер отметил, что «агентство пришло слишком поздно на место происшествия, и оказалось, в значительной степени, придатком японского правительства». Он добавил, что специалисты по атомной энергетике Франции и США рекомендовали гораздо более широкую зону эвакуации, нежели 20-километровый радиус вокруг АЭС, который был установлен японским правительством. США потребовали эвакуации своих граждан в радиусе 80 километров от Фукусима Даичи, а Норвегия и вовсе переместила свое посольство.

 

Референдум о будущем ядерной энергетики

 

«Настроение на министерской встрече определялось тем, что участники понимали эту встречу как решение судьбы ядерной энергетики», – сказал Бемер. – «Если они не смогут поднять уровень доверия среди населения, он опустится еще ниже, чем есть сейчас».

Бемер отметил, что Юкия Амано, генеральный секретарь МАГАТЭ, сам признался в том, что нынешнее совещание является важным относительно будущего этого источника энергии.

Амано давно пытается дистанцировать МАГАТЭ от политик ядерной безопасности отдельных стран и во время аварии на Фукусиме говорил правлению МАГАТЭ, что агентству необходимо дистанцироваться от того, чтобы быть международным арбитром по ядерной безопасности.

Еще раньше, летом прошлого года, в интервью корреспонденту BELLONA в Литве, Амано сообщил: «Мы даем гарантии только в области нераспространения [ядерного оружия]. Ядерная безопасность является обязанностью национальных государств».

 

Снижение рисков стоит дорого

 

Одна из основных трудностей для сторонников развития атомной энергетики заключается в том, что дополнительные требования по безопасности – это серьезное препятствие для, так называемого, «ядерного ренессанса». Чем более строгими являются национальные и международные правила по обеспечению безопасности, тем выше становится стоимость новых реакторов.

«То, что многие реакторы атомных электростанций должны быть заменены в связи с окончанием допустимого срока эксплуатации, а уровень цен на новые реакторы вырос до небес, не оставляет сторонникам развития ядерной отрасли никаких надежд», – говорит Бемер, считая, что в ближайшие годы стоит вовсе отказаться от ядерной энергетики. Пока Европа успешно движется в этом направлении: Германия проголосовала за закрытие последней АЭС в 2022 году, Швейцария полностью откажется от атомных реакторов к 2035 году, в Италии прошел референдум, по результатам которого строительства атомных электростанций в стране не будет.