News

Невыученные уроки Чернобыля

чернобыль

Опубликовано: 01/06/2011

Автор: Александр Никитин

Вот уже несколько месяцев мир наблюдает за атомным кошмаром в Японии. Причем радикального разрешения трагедии, спустя четверть года, пока нет. События в Фукусиме наглядно показали: чернобыльские уроки так и остались невыученными…

Наблюдая ядерный кризис в Японии, убеждаешься, что голоса общественности, ученых и политиков, которые раздавались после Чернобыля, услышаны так и не были. Фукусима в год 25-летия Чернобыля преподнесла нам новые уроки и еще раз напомнила о необходимости пересмотреть уровни безопасности работающих сегодня реакторов.

 

Урок номер один касается старых реакторов. Сегодня на Кольской и Ленинградской АЭС работает 7 реакторов, которые выработали проектный ресурс. Эти блоки, проработавшие более 30 лет, на сегодняшний день не соответствуют современным нормам безопасности. Никакая «косметическая» модернизация не способна довести их до требований современного уровня. Поэтому должно быть принято политическое решение о закрытии этих реакторов.

 

Урок номер два: все реакторы, эксплуатирующиеся в России, способны «пережить» полную потерю электроэнергии в течение не более 6 часов. После чего начнутся процессы, которые случились на АЭС «Фукусима». Атомщики утверждают, что подобная авария в России невозможна. Это заблуждение. Системы безопасности всех реакторов должны быть доработаны с учетом того, чтобы реактор оставался безопасным при полном обесточивании.

 

Третий урок имеет отношение к экспериментам. Так, в настоящий момент на Кольской АЭС готовятся проводить эксперимент по увеличению мощности атомных реакторов с целью получения дополнительной электроэнергии. Экономика от этих экспериментов получит копейки, а риск приобрести еще один Чернобыль слишком велик. Поэтому должно быть принято политическое решение о запрещении экспериментов на действующих АЭС.

 

Урок четвертый: готовность к возможной аварии. На примере Фукусимы мы увидели слишком много ошибок и неподготовленность персонала. Чернобыль тоже не был образцом оперативности, но создается впечатление, что с ядерными катастрофами успешнее справляются тоталитарные режимы, которые в нужный момент мобилизуют всю страну на ликвидацию катастрофы.

 

Пятый урок. Самым слабым местом при аварии на «Фукусиме» оказались приреакторные бассейны-хранилища с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ). На российских АЭС собрано огромное количество ОЯТ, особенно на Ленинградской. Хранилища не защищены и могут не выдержать даже небольших внешних воздействий. Причем в них радиоактивности намного больше, чем в реакторе. Опыт Фукусимы показал, что такие хранилища еще более опасны, чем реакторы.

 

И последний урок касается работы регулирующих органов, и в первую очередь МАГАТЭ. Эти организации не выполнили своей задачи в плане инспекций и мониторинга безопасности. Вина МАГАТЭ заключается в том, что оно допускает работу АЭС в таких опасных районах, как Фукусима. МАГАТЭ не оказало серьезной помощи японским специалистам во время аварии. В последнее время МАГАТЭ увлеклось пропагандой ядерной энергетики. Агентство также не справилось с задачей распространения авторитетной и проверенной информации об аварии на японской АЭС, но проявило себя как инертная бюрократическая структура, которую следует кардинально реорганизовать.

Сегодня человечество дорого платит за невыученные уроки Чернобыля, но еще дороже придется заплатить, если столь же безответственно оно отнесется к урокам Фукусимы.