News

Фукусима заставила Токио изменить курс: Япония готова остановить ядерное строительство и выбрать возобновляемую энергию

Опубликовано: 12/05/2011

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Мария Каминская

Премьер-министр Японии Наото Кан заявил во вторник, что последствия радиационной катастрофы на АЭС Фукусима Дайичи привели Японию к необходимости отказаться от планов строительства новых ядерных реакторов и полностью пересмотреть энергетическую политику страны.

Теперь, как говорит эксперт Беллоны, физик-ядерщик Нильс Бемер, ввиду столь значительного отхода от ранее принятой японским государством позиции по перспективам атомной энергики, правительству придется серьезно переосмыслить свое отношение к возобновляемым источникам энергии.

По словам Бемера, объявленное Токио решение своевременно не только из-за последствий аварии на Фукусима-1, но и потому, что в 2010 году, согласно докладу Worldwatch Institute общая мировая установленная мощность различных возобновляемых источников впервые превысила совокупную установленную мощность атомных электростанций.  

Так, общая установленная мощность ветровых турбин в прошлом году составила 193 гигаватт, общая мощность электростанций, работающих на биомассе и сжигании мусора, составила 65 гигаватт, а установленная мощность солнечных электростанций достигла в целом 381 гигаватт – и это по сравнению с 375 гигаваттами совокупной установленной мощности мировых АЭС, по данным, собранным до аварии на АЭС Фукусима-1.

«Во всем мире развитие возобновляемых источников энергии переживает подъем, и мы окажем сами себе большую услугу, если оставим в прошлом все эти идеи насчет ядерного ренессанса и выберем вместо этого ренессанс возобновляемой энергетики», – сказал Бемер. – «Для Японии сейчас самое время начать запускать возобновляемые источники и выводить из эксплуатации атомные электростанции».

Решение Японии отказаться от строительства новых АЭС ставит крест на планах, которые правительство Кана обнародовало в прошлом году – вводе в строй, к 2030 году, 14 новых реакторов в дополнение к уже имеющимся 54 и увеличении доли атомной энергии в энергетическом балансе страны до 50%. До недавних пор эта величина составляла 30% всего получаемого в стране электричества. Ситуацию коренным образом изменило землетрясение, произошедшее 11 марта, которое привело к катастрофической аварии на Фукусима-1.

В результате ущерба, причиненного внешним источникам энергоснабжения станции разрушительным землетрясением и 10-метровой волной цунами, на АЭС отказали системы охлаждения. С 11 марта на АЭС, где произошла серия взрывов с разрушением элементов зданий реакторов и конструкций энергоблоков, продолжается ликвидация аварии – восстановление охлаждения, меры по предотвращению плавления активных зон реакторов и отработавших топливных сборок в бассейнах выдержки, а также устранение утечек радиации. К середине мая на третьем энергоблоке был обнаружен новый источник утечки высокоактивной воды. Ранее с похожей проблемой боролись на втором блоке и решили ее с помощью полимеров и остекловывания.

Как сообщил новостному агентству Reuters представитель эксплуатирующей компании TEPCO, утечку на третьем блоке, в районе береговой линии, обнаружил один из сотрудников станции. По информации TEPCO, со стороны АЭС пока не поступило подтверждения о возможном поступлении радиоактивной воды в море. На данный момент специалисты исследуют место утечки, пишет агентство.

TEPCO уже попросила правительство о помощи в выплате компенсаций тем, кто пострадал в результате аварии на Фукусима-1. С 20-километровой территории вокруг аварийной АЭС с начала катастрофы было эвакуировано более 80 тыс. жителей. По сведениям Associated Press, в прошедший вторник, впервые за последние месяцы, японские власти разрешили около 100 жителям окрестных населенных пунктов ненадолго вернуться в свои дома и забрать с собой упаванные в защитные пластиковые пакеты вещи, брошенные во время эвакуации.

Выступая перед журналистами на пресс-конференции во вторник, Кан назвал ядерную энергетику «одним из столпов» японского общества, наравне с ископаемыми видами топлива. Но он также добавил, что и другие источники энергии могут оказаться ключевыми в будущем японского государства.

«Текущая базовая энергетическая политика предполагает, что в 2030 году более 50% общего объема поставляемого электричества будет производиться в атомном энергетическом секторе, в то время как более 20% будет вырабатываться из возобновляемых источников», – сказал японский премьер. – «Однако теперь, после большого инцидента [на Фукусиме], этот базовый план нуждается в кардинальном пересмотре. Необходимо гарантировать большую безопасность ядерной энергетики, а также продвигать вперед возобновляемую энергию».

Кан также сказал, что большее внимание нужно будет уделять мерам по энергосбережению, а Япония должна стать «энергосберегающей нацией».

Эксперт Беллоны Бемер приветствовал заявления Кана, сказав, что этот шаг позволит японским потребителям сэкономить огромные средства, что является немаловажным фактом в столь критический для страны период.

«Вместо того, чтобы закачивать отложенные на строительство 14 реакторов деньги в атомную энергетику, Япония сможет вложить эти средства в исследования и ввод в эксплуатацию установок по производству энергии из альтернативных источников», – сказал Бемер. – «Альтернативная энергия дешевле, и это может дать важный толчок дальнейшему развитию возобновляемой энергии в глобальном масштабе».

Заявление Кана стало поворотным моментом в пост-Фукусимской энергетической политике страны. Оно прозвучало всего лишь через несколько дней после того, как сам же премьер-министр подтвердил, что Япония намерена остаться верной «мирному атому».

Впрочем, такой неожиданный разворот мог быть вызван отчасти давлением со стороны общественности: японское общество заметно охладело к атомной энергетике после аварии на АЭС Фукусима-1. В Токио еженедельно проходят многотысячные демонстрации против использования ядерной энергии, протестующие призывают правительство отказаться от дальнейших ядерных планов.

Но и без всяких заявлений со стороны японских властей становится очевидным, что случившееся на Фукусима-1 сильно пошатнуло надежды атомной индустрии на глобальный ренессанс в ядерной энергетике и развертывание новых мощностей. Ранее атомщики прогнозировали стремительный рост этого энергетического сектора во всем мире, связывая новые перспективы развития с увеличивающимися потребностями мирового населения в электрической энергии и озабоченностью по поводу глобального потепления.

Однако ядерный кризис в Японии изрядно потрепал нервы правительствам многих стран, заставив их по-новому взглянуть на атомную энергетику. Например, в первые недели после возникновения аварии, пока японские специалисты боролись с оплавлением активных зон сразу нескольких реакторов Фукусима Дайичи, Германия приняла решение временно закрыть несколько старейших АЭС и отказалась от планов продлить период эксплуатации старых и уже отслуживших свой срок реакторов.  

Между тем Japan Today пишет, ссылаясь на информацию от компании-оператора, TEPCO, что сотрудникам аварийной АЭС может понадобиться до девяти месяцев, чтобы добиться, наконец, «холодного останова» реакторов, чье состояние еще далеко от стабильного.

Специалисты продолжают закачивать в аварийные реакторы воду, одновременно работая над восстановлением штатных систем охлаждения.

По сообщениям прессы, со времени начала аварии 11 марта с АЭС Фукусима-1 в окружающую среду была выброшена примерно десятая часть радиации, оказавшейся в атмосфере в результате взрыва на Чернобыльской АЭС в 1986 году, однако, суммарный радиоактивный выброс с Фукусимы еще может увеличиться. В апреле аварии на Фукусима Дайичи уже был присвоен самый высокий, седьмой, уровень опасности по Международной шкале ядерных событий (International Nuclear Events Scale, INES). Ранее чернобыльская катастрофа оставалась единственной аварией с радиационными последствиями, оцененными по максимальному уровню опасности.