News

Сейсмолог Бэла Ассиновская — о причинах землетрясения в Японии. Может ли такое повториться?

http://castle-kaneloon.tripod.com

Опубликовано: 17/03/2011

Автор: Борис Вишневский

Катастрофу в Японии сейчас обсуждает весь мир — и задумывается: почему это происходит? Можно ли было это предотвратить? Не повторится ли подобное в других местах? На вопросы Беллона.ру отвечает заведующая сектором сейсмологии лаборатории радиоастрономии и геодинамики Пулковской обсерватории РАН Бэла АССИНОВСКАЯ.

Бэла Александровна, Японию периодически трясет из-за Тихоокеанского вулканического пояса?

Не совсем так. Вулканы и землетрясения суть вещи с одной стороны, разные, а с другой взаимосвязанные. Если рассуждать в рамках гипотезы тектоники плит, то земной шар разделен на несколько больших плит. Причем, жестких. Япония находится на стыке двух плит: Северо-Американской и Тихоокеанской. Вблизи Японского архипелага, с юго-востока проходит так называемая «линия субдукции». В соответствии с гипотезой тектоники плит, Тихоокеанская плита погружается под Северо-Американскую плиту в районе Японии, и как бы приподнимает этот участок земной коры. То есть механизм землетрясений в этом районе, преимущественно, взбросовый.

Тихоокеанский пояс землетрясений, если посмотреть на карту сейсмичности Земли, это районы, где везде вдоль побережья действует подобный механизм деформаций. Кроме того, бывают землетрясения сдвигового типа, и землетрясения растяжения. Например, в Атлантическом океане это землетрясения растяжения, они гораздо менее энергетически емкие, чем события, которые связаны с субдукцией. А сдвиговые землетрясения они промежуточные. Скажем, Индонезийское землетрясение оно промежуточное, хотя и с большой магнитудой (величина, характеризующая энергию, выделившуюся при землетрясении в виде сейсмических волн Б.В.). Землетрясения сдвигового типа это движение в горизонтальной плоскости. А движение в вертикальной плоскости, «взбросы», которые характерны для субдукции это очень высокие магнитуды событий, и это возникновение цунами, если очаг землетрясения расположен в море.

Возможен ли сценарий, напоминающий знаменитый фильм 1973 года «Гибель Японии» по роману Саке Комацу?

(В романе описывается катастрофическая история погружения Японии под воду, причиной чему послужила вулканическая активность в районе Японского архипелага ред.)

Я думаю, что он все-таки невозможен. Если возможна гибель Японии тогда возможна и гибель Земли. Все-таки фантастика есть фантастика. Другое дело, что в последние годы, хотя это еще требует изучения наблюдается увеличение уровня сейсмической активности (по крайней мере увеличение магнитуд землетрясений). Одни связывают это с отменой проведения испытаний ядерного оружия, потому что сильные взрывы «сбрасывали» напряжения земной коры. Другие считают, что на факт усиления активности влияют солнечные и другие глобальные геофизические процессы вокруг Земли. Наука пока не ответила на этот вопрос. И с третьей стороны, у нас период наблюдения за землетрясениями пока что очень небольшой. Статистика еще не набралась. Скажем, в 1923 году было землетрясение в районе Токио почти такое же, как сейчас. И даже на картах сейсмической опасности этому району приписан уровень гораздо более высокий, чем району возникновения землетрясения 2011 года. Проблема в том, что эти события все время происходят там, где их не ждут. Как на Гаити было, как несколько раз было в нашей стране.

Почему подобное нас все время застает врасплох? Какие ошибки совершаются?

Потому, что все время пытаются преуменьшить опасность землетрясений, чтобы не тратить деньги. Ведь если создавать карты сейсмической опасности адекватные обстановке, то надо вкладывать большие средства в строительство, предусмотрев повышенный уровень сейсмоустойчивости конструкций. Понятно, что это очень затратно, поэтому принято «слегка» занижать сейсмическую опасность сознательно или по незнанию. А когда сильное землетрясение происходит не там, где должно, или сильнее, чем хотелось бы, начинают всплескивать руками и переделывать карты. И переделывают. Так и тянется много лет. Сколько я работаю сорок лет, столько у нас в стране происходит одна и та же история.