News

Добыча нефти в Арктике: риски зашкаливают

Опубликовано: 28/02/2011

Автор: Алексей Книжников

В январе 2011 года "Роснефть" и ВР договорились о создании совместного предприятия, которое займется геологоразведкой и освоением трёх лицензионных участков Карского моря – Восточно-Приновоземельские-1, -2, -3. Эти лицензионные участки были переданы "Роснефти" в 2010 году и занимают общую площадь около 125 000 кв. км в южной части Карского моря, к востоку от архипелага Новая Земля. Ресурсы участков оцениваются примерно в 49,7 млн тонн нефти, 1,8 трлн кубометров газа и 49 млн тонн конденсата. На начальной фазе исследований планируется инвестировать 1,4-2 млрд долл., которые будут направлены на проведение сейсморазведки и разведочное бурение. Начало добычи ожидается через 5-10 лет.

Снизить антропогенные стрессы

Арктика – один из последних малоизмененных экорегионов Земли, который более всего подвержен негативному влиянию климатических изменений. Одна из адаптационных мер для арктических экосистем к изменению климата – минимизация иных, антропогенных стрессов. В том числе – от масштабных воздействий при реализации нефтегазовых шельфовых проектов.

Координатор программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора Алексей Книжников – о рисках, которые несут планы добычи углеводородов в Арктике…

для животного мира

Пока у экологов нет достаточных данных даже по всемирно известным видам, как, например, белому медведю. Так в зоне предполагаемых работ Роснефти и BP по освоению шельфовых месторождений в Карском море ключевые данные по популяции белого медведя отсутствуют.

Другой краснокнижный обитатель мест потенциальной нефтегазовой экспансии – печорская группировка атлантического моржа – также практически не изучена учеными. Отсутствуют данные о численности этого вида, путях миграции и лежбищах, что не позволяет выработать адекватные меры по его охране. (http://www.wwf.ru/data/pub/marine/walrus_review_web.pdf) Есть основания полагать, что развитие нефтяных отгрузочных терминалов в Печорском море уже привело к негативным воздействиям на этот вид.

Достопримечательность Арктики – знаменитые многотысячные птичьи базары – ключевые местообитания многих редких видов. Однако и в этой части наблюдается серьезный информационный пробел. Так, согласно монографии ПИНРО «Экосистемы Карского моря»(2008), даже такой ключевой показатель как «общая численность птиц, постоянно или временно обитающих в акватории Карского моря, по имеющимся в настоящее время данным, не может быть достаточно точно определена».

Птичье разнообразие и богатство, помноженные на особую уязвимость птиц в случае нефтяных разливов, требует обеспечения наивысшего уровня экологической безопасности при добыче и транспортировке нефти.

для акватории

Проведенное в 2008 г. исследования убедительно доказывает, что в мире отсутствуют эффективные технологии реагирования на разливы нефти в Артике. (http://www.wwf.ru/resources/publ/book/260/) При этом в силу своих природно-климатических условий нефтяные разливы здесь более вероятны, а их последствия труднее ликвидировать, чем в других регионах. Это связано с недостатком естественного освещения, низкими температурами, дрейфом льда, сильными ветрами и плохой видимостью. Такие ограничивающие факторы могут сделать очистку от попавших в воду углеводородов практически невозможной на протяжении долгого (недели и даже месяцы) периода времени.

В 2009 Арктический Совет принял Руководство по нефти и газу, в котором даются важные рекомендации в области превентивных мер охраны окружающей среды, в частности по вопросам оценки кумулятивного эффекта и включение планов ЛАРН в предмет обсуждений с общественностью. Особое значение придается проведению Стратегической экологической оценки в рамках международной конвенции Эспо, которую РФ так и не ратифицировала с 1991 г.

для ООПТ

К сожалению, уроки мексиканской катастрофы, по-видимому, BP не усвоены. Компания согласилась участвовать в проекте по освоению месторождений в Карском море, не проведя даже основополагающий анализ экологических рисков, связанных с потенциальным воздействием на ООПТ региона.

Совместный анализ WWF и некоммерческого партнерства «Прозрачный мир» выявил, что лицензионные участки находятся в непосредственной близости от нескольких особо охраняемых природных территорий и частично пересекают границы национального парка «Русская Арктика» и Ямальского регионального заказника. По оценкам экологов, общая площадь этого совпадения составляет более 45 квадратных километров.

Спешка – смертельно опасна

Если освоение арктического шельфа и будет когда-либо возможно, то только при условии оценки всех экологических рисков и воздействий, в том числе с учетом климатических изменений. Для выполнения этих условий необходимо следующее.

Иметь полную научно обоснованную фоновую информацию о состоянии экосистем Арктики, их динамике и реакции на антропогенные воздействия в условиях изменения климата. Разработать и внедрить эффективные технологии и создать инфраструктуру для предотвращения и адекватного реагирования на разливы нефти в арктических ледовых условиях.

Лишь когда будут заполнены как указанные выше, так и многие другие пробелы в научных знаниях об арктических экосистемах (а это может занять годы и даже десятилетия), можно будет приступать к разработке превентивных мер по сохранению редких видов и наиболее уязвимых экосистем. А также поддержанию экосистемных услуг в Арктике, в том числе и для коренных малочисленных народов, и по созданию охраняемых природных территорий, и зон с юридическим ограничением хозяйственной деятельности в важнейших районах, богатым биоразнообразием. Важно не разрешить освоение шельфа до того, как будут введены сезонные или территориальные ограничения на опасные работы на наиболее ценных акваториях.

Спешка в Арктике – смертельно опасна.

 

ПОЗИЦИЯ “БЕЛЛОНЫ”

Ядерная угроза

На архипелаге Новая Земля в течение 1954-1991 г.г. было проведено более 130 воздушных, подземных и подводных ядерных взрывов. С середины 60-х годов прошлого века в течение почти 25 лет Советский Союз практиковал затопление твердых радиоактивных отходов (РАО) в Карском море и в его заливах на глубинах от 15 до 380 метров. По имеющимся данным, это 1 атомная подводная лодка, 5 реакторных отсеков, 1 ядерный реактор подводной лодки,1 контейнер с экранной сборкой атомного ледокола «Ленин»,19 судов с твердыми РАО на борту,735 радиоактивных конструкций и блоков и более 17 000 контейнеров с РАО. В общей сложности в этих районах затоплены 7 объектов с отработавшим ядерным топливом, которые считаются источниками повышенной опасности.

В предыдущие годы в районах захоронений РАО в заливах восточного побережья Новой Земли (заливы Цивольки, Ога, Степового и Абросимова) проводились экспедиции с целью установления местоположения затопленных объектов и уточнения радиационной обстановки. Было установлено, что большинство координат затопленных объектов (имеется в виду «Белая книга-1993») указаны неверно, а ряд приведенных координат вообще попадал на сушу, или в указанных точках на морском дне отсутствовали какие-либо затопленные объекты. Результаты экспедиций подтвердили, что радиоактивность в обследованных районах не превышает фоновых значений, отмечаются лишь небольшие участки локального радиоактивного загрязнения, расположенные непосредственно на морском дне в местах затоплений.

Обустройство намечаемых к использованию месторождений потребует применения ледостойких платформ, транспортных судов, ледоколов и, возможно, крупных подводные конструкции, которые могут способствовать разрушению защитных барьеров радиационно-опасных объектов на дне Карского моря. Таким образом, к большому количеству экологических рисков освоения Арктического шельфа, связанных со сложными природно-климатическими условиями, необходимостью применения уникальных технологий и оборудования, недостаточным уровнем развития инфраструктуры, несовершенством нормативной базы в сфере обеспечения безопасности, добавляется еще и угроза радиационного загрязнения.

Нина Лисихина,

координатор энергетических проектов

«Беллона»-Мурманск