News

Определение Конституционного Суда оставляет надежду…

Опубликовано: 07/02/2011

Податели жалобы обратились в Конституционный Суд в связи с внесением с 1 января 2007 года изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты, в том числе и в закон «Об экологической экспертизе», как противоречащие статьям 42 и 55 (часть 2) Конституции РФ. Поводом послужила отмена государственной экологической экспертизы для ряда объектов, в том числе и особо опасных, а, следовательно, и лишение общественности на проведение общественных экологических экспертиз.

Высший орган судебной власти, конечно же, не усмотрел нарушений конституционных прав граждан, что вполне логично, в связи с происходящим в экологическом законодательстве и не только в нем. Но, правда, определенные выводы из Определения Суда могут нам помочь в работе.

Во-первых, Определением Конституционного Суда № 1421-О-О от 30 сентября 2010 года констатируется принцип Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» – об учете общественного мнения при проведении экологической экспертизы.

Вот, правда, объектов подлежащих государственной экологической экспертизе осталось не много. Тем не менее, при ее проведении, как правило, органы власти манипулируют мнением общественности в своих интересах, и публичные слушания имеют нужный результат. И, если подлог удастся доказать, то мнение большинства должны учесть при принятии решений.

Во-вторых, Конституционный Суд в своем Определении констатирует, что государственная и общественная экологическая экспертизы являются источником экологической информации.

А ведь на практике общественники сталкиваются с тем, что даже в отношении тех малых объектов, которые подпадают под ГЭЭ невозможно ознакомиться с результатами общественных экологических экспертиз, когда такие экспертизы проводятся «карманными» НКО.

Практика также показывает, что организации, проводившие государственную экологическую экспертизу, то же отказываются предоставлять информацию об экспертизе, ссылаясь при этом на Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Оно предписывает только разъяснять общественности порядок проведения самой экспертизы и сообщать результат, с самим экспертным заключением ознакомиться практически невозможно.

Теперь у нас появились дополнительные правовые основания, и мы можем требовать самой экспертной информации, ссылаясь на вышеназванное Определение Конституционного Суда.

Как это будет выглядеть на практике? Как говорится, время покажет.