News

Медведев так и не определился с судьбой Химкинского леса

Химкинский лес зимой
ecmo.ru

Опубликовано: 04/02/2011

Автор: Андрей Ожаровский

Продолжается период неопределённости с вопросом о судьбе Химкинского леса. Назначенное на 15 января возобновление строительства трассы через лес не состоялось, но не ясно, остался ли в силе президентский мораторий на строительство автомагистрали через лес. 1 февраля президент Медведев много говорил об уроках Химкинского леса, но ясности в то, будет ли лес сохранён, Медведев не внёс. Конфликт вокруг леса продолжается.

О Химкинском лесе Медведев говорил на прошедшем 1 февраля 2011 года в Екатеринбурге заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Стенографический отчёт о заседании размешён на официальном сайте Медведева.

Выбран один из худших вариантов

Внимание президента к тому, что проблема Химкинского леса не нашла своего решения привлёк представитель Гринпис России Сергей Цыпленков.

С.ЦЫПЛЕНКОВ: “Вы отреагировали в августе прошлого года на одно из резонансных событий – на ситуацию вокруг дороги через Химкинский лес. Вы просили приостановить, потребовали, для того чтобы организовать экспертное общественное обсуждение. На мой взгляд, обсуждения как такового не было, за исключением того, что ряд общественных организаций провели независимую экологическую экспертизу: известные доктора, кандидаты наук сделали этот труд, закончили в воскресенье. Постольку поскольку Вы собирали экспертов у себя в октябре, я очень хотел бы передать результаты этой экспертизы Вам, чтобы хотя бы у Вас была возможность ознакомиться с краткими результатами. На взгляд этих экспертов, был выбран не только не лучший вариант, но один из худших вариантов для решения, в том числе, и транспортной проблемы. Есть варианты, которые не затрагивают жилые дома и гораздо лучше решают транспортную проблему и не имеют экологических последствий”.

Ниже мы подробнее расскажем об итогах общественной экспертизы, которую провела коалиция неправительственных организаций «За леса Подмосковья» в составе Движения в защиту Химкинского леса, Гринпис России, Всемирного фонд дикой природы России, Центра охраны дикой природы, Союза охраны птиц России, и Социально-экологического союза (СоЭС). Пока же вернёмся к выступлению Медведева.

Я сломал ход движения этого процесса

Д.МЕДВЕДЕВ: “И последнее, не по важности, а просто в силу поступления темы, – Химкинский лес. Вы знаете, я этим занимался. Я в какой-то момент сломал ход движения этого процесса просто для того, чтобы разобраться самому. Я не могу считать себя экспертом в этой сфере, но я постарался добросовестно разобраться, и вот выводы, к которым я пришёл.

bodytextimage_LesDuby.jpg Photo: ecmo.ru

Первое, конечно, тот маршрут, который был избран изначально, он совсем не идеальный, он не лучший. И сделано это было в силу известных причин, о которых я говорил, в силу того, что федеральная власть не стала спорить с руководством Москвы, а руководство Москвы руководствовалось другими соображениями при принятии этого решения просто для того, чтобы развить целый ряд коммерческих проектов. И в данном случае я считаю, что государственные интересы были принесены в угоду коммерческим интересам отдельных людей, которые в тот момент влияли на принятие решений”.

Остаётся поблагодарить президента, что он вмешался и остановил вырубку леса. Признание того, что при принятии решения о прокладке трассы через лес «государственные интересы были принесены в угоду коммерческим интересам отдельных людей» – дорогого стоит.

Конечно, хотелось бы знать имена коррупционеров – ведь принятие решений не в интересах государства, а в коммерческих интересах – это коррупция. Но президент фамилий не назвал. Кто именно в бывшем руководстве Москвы и нынешнем руководстве Минтранса коррупционеры? Пока не будет ответа на этот вопрос, сторонники прокладки трассы через лес могут продолжать коррупционную деятельность по проталкиванию прокладки трассы по наихудшему маршруту…

Решение принято?

Далее президент попытался убедить собравшихся, что Химкинского леса юридически не существует, что Химкинский лес почти погиб и что его можно где-то посадить заново.

Д.МЕДВЕДЕВ: “Но решение принято, значительная часть леса, к сожалению, погибла. С другой стороны, у нас есть возможность существенно изменить ситуацию вокруг вот этих фрагментов, которые получили название Химкинского леса, потому что юридически этого понятия, конечно, никогда не было, не допустить дальнейшей дефрагментации леса. Именно поэтому я обязал, чтобы

bodytextimage_LesTabl2.jpg Photo: ecmo.ru

Странно, что президент пытался рассматривать только варианты с вырубкой – рубить тут, рубить в другом месте… Жаль, что он не в курсе наличия других альтернатив, не связанных с вырубками деревьев и сносом жилья.

Любой, кто проезжал по Ленинградскому шоссе в районе Химок знает, что шоссе окружено не деревьями и не жилыми домами. Почти на всём протяжении вдоль шоссе расположены автомобильные стоянки – офисов, торговых центров, ресторанов. Технически, расширение действующего шоссе проблемы не представляет…

А вот восстановление подмосковной дубравы, взамен вырубленной, сейчас вряд ли возможно. Идея посадить в пять раз больше деревьев, чем вырублено может понравиться только человеку, ни разу ни одного дерева не вырастившему. Неужели Медведев думает, что пять саженцев – прутиков – это хорошая замена одному срубленному столетнему дубу?

Дмитрий Анатольевич, проехайтесь до Шереметьево на машине. Поглядите по сторонам! Погуляйте по Химкинскому лесу – тогда Вам ясно станет, кто прав в этом конфликте…

Пресс-тур ради спасения леса

Жаль, что у Медведева не нашлось времени для этого 3 февраля, когда состоялся пресс-тур по Химкинскому лесу, организованный активистами Движения в защиту Химкинского леса.

Целью пресс-тура было показать альтернативные варианты решения транспортных проблем и ознакомить общественность с результатами независимой экспертизы проекта трассы Москва – Санкт-Петербург.

bodytextimage_sovetveburge.jpeg Photo: kremlin.ru

Активисты повезли участников пресс-тура по Ленинградскому шоссе, чтобы они смогли воочию убедиться, как решить транспортную проблему, не вырубая Химкинский лес. По мнению экологов существует решение гораздо более эффективное и дешевое, чем прокладка трассы через лес.

Например, можно убрать под землю линию электропередач, идущую вдоль Ленинградского шоссе. «Здесь нет жилья, магазинов и пр. Ничего нет! По мнению специалистов, вполне можно снести ЛЭП, а вместо нее проложить под землей элегазовый кабель. А на этом месте построить дополнительные полосы дороги – места хватает с избытком!» – утверждают защитники леса.

Алексей Ярошенко из Гринпис России опроверг мнение, что лес почти уничтожен: «Вырублено всего 1,5 % леса, к тому же в его наименее ценной части».

«Химкинский лес существует много столетий. Второй по значимости после Лосиного острова в Московской агломерации… Пойма р. Клязьма в нем сохранилась в нетронутом виде, в случае реализации проекта дороги будет уничтожена… Фрагментация леса трассой приведет к его гибели», – рассказал собравшимся Ярошенко.

Независимая экспертиза: выбран наихудший вариант

Защитник Химкинского леса Ярослав Никитенко рассказал в телефонном интервью для Беллоны.ру, что сегодня были обнародованы результаты независимой экспертизы, различных вариантов трассы, проведенной силами 15 экспертов, среди которых было 5 докторов и 7 кандидатов наук. В экспертизе рассмотрено 12 альтернативных вариантов прохождения трассы Москва – Санкт-Петербург, 15-58 км. «Данная экспертиза показывает, что выбранный правительством вариант не только наносит максимальный вред Химкинскому лесу, фактически уничтожая его как экосистему, но и не решает транспортной проблемы. Существующий вариант упирается в Т-образный перекресток МКАД, в Москве продолжения не имеет. Кроме того, за счет прихотливой изогнутой траектории снижаются скоростные характеристики этой трассы, и она получается длиннее на 10 км, чем если бы шла по прямой», – утверждает Никитенко.

bodytextimage_sovetveburge2.jpeg Photo: kremlin.ru

«Следует отказаться от реализации проекта платной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург на участке 15-58 км в его нынешнем виде, как экологически ущербного и экономически необоснованного, являющегося источником социальной напряженности и не решающего транспортных проблем», – к таким выводам пришли эксперты. Заключение экспертизы можно найти по этой ссылке.

Ярослав Никитенко привлёк внимание к более общей проблеме. По его данным, согласно планам губернатора Громова, все подмосковные леса должны быть вырублены под платные трассы, жилье и складские комплексы, вроде того, что теперь стоит у деревни Вашутино на месте Химкинского леса. «Вот почему нам так важно отстоять Химкинский лес! Если мы его отдадим, то за ним последуют все остальные!», – считает Ярослав Никитенко.

Урок Химкинского леса: протесты могут остановить стройку!

Вернёмся к высказываниям президента. Ведь именно задача недопущения тотальной вырубки лесов вокруг Москвы и других российских городов сейчас стоит на повестке дня.

Д.МЕДВЕДЕВ: “[…]считаю, что те слушания, которые были, всё-таки помогли как минимум в двух вопросах.

Во-первых, они доказали, что мнение общественности могут услышать в том числе и на самом верхнем уровне, на уровне Президента, и что позиция общественности, экологической общественности может быть основанием даже для прекращения строительных работ, на которые потрачены деньги и по которым заключены многомиллионные контракты.

И второе, я надеюсь, что это хороший урок для Правительства в отношении такого рода решений. Прежде чем подписывать контракты, нужно утихомирить страсти и выбрать наиболее оптимальный вариант. Идеальных не бывает, мы же с вами понимаем. Не бывает решений, которые бы всех устроили. Но, мне кажется, это урок и в этом как раз его ценность, я имею в виду урок Химкинского леса”.

bodytextimage_map-8..jpg

Неужели для осознания государственными чиновниками простого факта, что защитники природы часто бывают правы нам и впредь придётся проводить лагеря протеста, останавливать работу строительной техники, рисковать своей жизнью и здоровьем? Может быть, государство поймёт, что строгое соблюдение экологического законодательства, учёт мнения общественности – это то, что поможет предотвратить конфликты и найти оптимальные решения? Или нам всегда придётся выбирать между плохим и очень плохим вариантом?

Нападения на экологов будут расследованы

О ещё одной проблеме, которую высветил конфликт вокруг Химкинского леса говорил глава Президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.

М.ФЕДОТОВ: “Яркий пример – многочисленные нападения на гражданских активистов, причастных к защите Химкинского леса. Единственное, о чём просит общественность, – передать расследование всей этой группы дел с областного на федеральный уровень. Совет поддерживает это обращение”.

Д.МЕДВЕДЕВ: “По поводу рассмотрения вопроса по Химкинскому лесу, о чём только что, кстати, говорил тоже и Сергей Александрович. Я постараюсь, чтобы это расследование в рамках, естественно, установленных процессуальных полномочий происходило максимально беспристрастно. Поэтому если говорить о передаче на другой уровень, то, во всяком случае, я готов сказать об этом руководству следственного органа, для того чтобы они приняли своё решение”.

Расследование продолжатся…

Новость о том, что городской суд Химок продлил до начала мая арест чиновнику местной администрации Андрею Чернышеву, обвиняемому в нападении на эколога Константина Фетисова, пришла почти сразу после заседания Президентского совета.

Хочется верить, что будут наказаны и организаторы нападения на экологов, и организаторы коррупционной деятельности по прокладке трассы через Химкинский лес.