News

Солома-сено: серьезная проблема

Опубликовано: 24/01/2011

Автор: Лина Зернова

Сельскохозяйственные поджоги являются одной из самых распространенных причин лесных пожаров, а также источником эмиссии «черного углерода». При этом западные исследователи называют Россию одним из основных загрязнителей Арктики сажей. Да, наличие поджогов в сельхозсекторе РФ никто не отрицает. Вместе с тем наши ученые, взявшиеся за изучение проблемы, считают эти обвинения необоснованными. Об этом – сотрудники Института почвоведения и агрохимии СО РАН Владимир Романенков и Поч¬венного института им. В. В. Докучаева Дмитрий Рухович.

Соломы все больше

Количество соломы на российских полях растет. Только расчетный неиспользованный ресурс соломы вырос с 40% в конце 80-х годов прошлого века до 60% в настоящее время. Максимальное количество приходится на Приволжский ФО (60% от валового сбора), Южный ФО (63% от валового сбора), Сибирский ФО (59% от валового сбора), Центральный ФО (56% от валового сбора).

С ростом излишков соломы потенциально увеличивается и вероятность ее сжигания. Это происходит из-за экономии затрат на уборку полей, сокращения животноводства, ранее использовавшего солому в качестве подстилки, отсутствия инвестиций для разработки альтернативного ее использования, а также от желания сэкономить на ее уборке.

 

Россию обвиняют напрасно

До настоящего времени в России расчетов количественной оценки сельскохозяйственных сжиганий в общем загрязнении атмосферы не проводилось. А существующие международные оценки, по нашему убеждению, многократно завышены. Так, выбросы пирогенного углерода в России в результате сельхозпожаров оцениваются западными экспертами от 38 до 80 тысяч тонн, достигая при этом чуть ли не трети мировых выбросов. А по нашим оценкам, доля российских сельскохозяйственных угодий в общей эмиссии углерода не превышает 7%.

Для более детальной оценки мы провели сопоставление фиксируемых на основе спутниковых данных случаев горения на землях сельскохозяйственного назначения в 2000-2009 годы со статистической информацией и электронными ГИС-картами. Для южных регионов Европейской части страны (Южный и Приволжский округа) наибольшее количество сельхозпожаров происходит осенью, после уборки зерновых культур, что совпадает с ранее существовавшими региональными оценками. Для других регионов существует как весенний, так и осенний максимум, обнаруживающий значительную изменчивость из года в год. Наибольший вклад по Южному ФО в загрязнение атмосферы при сельхозпожарах вносят Краснодарский и Ставропольский края, а также Ростовская область.

Но при этом ошибка отнесения случаев возгорания к сельхозугодьям, фиксируемая по спутниковым данным в 2009 году, изменяется от 23 до 42%. Такая погрешность может породить ошибочные оценки.

 

Нужна карта

Совершенно не изучен вопрос и о доле пожаров, возникающих на землях, выбывших из оборота. А таковых сегодня более 30% по сравнению с 1990 годом, или 34 млн га. Для уверенного разделения сельскохозяйственных пожаров и других пожаров на открытых пространствах нужно создать карту границ используемых и заброшенных сельскохозяйственных угодий на всю территорию РФ. В противном случае погрешность в определении количества ошибочно идентифицируемых пожаров может превысить 25%.

 

За сжигание – штраф

Результаты своих предварительных исследований приводим не для самоуспокоения – бороться с поджогами на полях необходимо. И этим некоторые российские регионы уже занимаются. К примеру, в Белгородской области внесены поправки в местные законы об административных правонарушениях. Принятые в июне 2009 года поправки сделали штрафы за сжигание растительных остатков весьма ощутимыми. Например, за сжигание сельхозотходов с площадью распространения огня более 10 квадратных метров вне мест, установленных для этого органами местного самоуправления, на граждан накладывается штраф в размере до 5 тысяч рублей, на должностных лиц – до 20 тысяч, на юридических лиц – до 200 тысяч рублей.

Необходимо разрабатывать и другие меры по предотвращению палов сухой травы, поджогов соломы и стерни. Солома-сено – серьезная проблема.