News

Нужны ли России плавучие атомные теплоэлектростанции?

Rosenergoatom

Опубликовано: 12/01/2011

Автор: Александр Никитин

В последнее время Госкорпорация «Росатом» активизировала деятельность по строительству плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Планируется, что во втором квартале 2012 года ПАТЭС уже будут переправлять на Камчатку. Каковы экономическая и энергетическая целесообразность, надежность и безопасность этого проекта?

Предыстория

Идея создания плавучих атомных электростанций для гражданского использования впервые появилась в США в 1974 году. Американское военное ведомство построило плавучую АЭС «Стерджис» мощностью 10 МВт. Она эксплуатировалась в 1967-1976 годах в Панамском канале в период Вьетнамской войны.

Российское военное ведомство в начале 1980-х заказывало проект плавучей АЭС «Волнолом-3» для использования на полигоне МО на Новой Земле. Однако работы над созданием этой ПАЭС были прекращены в начальной стадии.

Первый гражданский проект ПАТЭС в России появился в начале 90-х годов прошлого века. Но в то время России было не до строительства дорогостоящих «игрушек», поэтому реализация проекта до 2000 года была заморожена. В 2001 году проект в очередной раз был реанимирован. 8 августа 2006 года Росатом подписал контракт с ПО «Севмаш» на строительство ПАТЭС.

Однако между Госкорпорацией «Росатом» и «Севмашпредприятием» (СМП) возник конфликт, связанный со стоимостью работ. СМП настаивало на увеличении стоимости строительства с 9,1 млрд руб. до 12 млрд руб., Росатом с этим не согласился. В результате госкорпорация поставила вопрос перед правительством РФ о переносе строительства ПАТЭС на Балтийский завод в Санкт-Петербург, что и было сделано в 2008 году. В это же время было принято решение, что головная ПАТЭС будет построена не для Северодвинска, как планировалось ранее, а для нужд Камчатки.

30 июня 2010 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась церемония спуска на воду корпуса головного плавучего энергоблока атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» (проект 20870). Присутствующий на спуске глава Росатома Сергей Кириенко выразил уверенность, что во втором квартале 2012 года «изделие» будут провожать на Камчатку.

Конструкция

Плавучая атомная тепловая электростанция относится к АЭС малой мощности. В ее состав входят: плавучий энергоблок (ПЭБ) с двумя реакторными и двумя паротурбинными установками; береговые сооружения, предназначенные для передачи выработанной электрической и тепловой энергии во внешние сети для распределения потребителям.

Плавучий энергоблок – это гладкопалубное, плоскодонное несамоходное судно «стоечного» типа (т. е. его основной эксплуатационный режим – долговременная стоянка у причала) с обводами корпуса, близкими к прямоугольным, и большой многоярусной надстройкой. Конструкция корпуса ПЭБ представляет собой сложное плавучее сооружение длиной 140 метров, шириной 30 и общей высотой около 40 метров.

ПЭБ является специализированным судном и проект по его использованию предусматривает практически неограниченную эксплуатацию во всех морях и океанах земного шара, включая Арктику.

Зачем Камчатке ПАТЭС?

Не следует забывать, что ПАТЭС – это не просто источник тепла и электроэнергии, но и средоточие ядерных материалов, технологий, радиоактивных и ядерных отходов. Радиационную опасность многократно увеличивает то, что на корабле размещается и используется комплекс по перезарядке реакторов. Сам процесс перезарядки является ядерно-опасной технологической операцией. Неоднократно при перезарядках возникали ядерно-опасные ситуации и даже ядерные аварии. Специфическая особенность ПАТЭС – радиационная опасность для всего персонала.

Проблема заключается еще и в том, что Камчатка, где будет работать ПАТЭС, является чрезвычайно сейсмоопасным регионом. Атомные станции, по рекомендациям МАГАТЭ, должны выдерживать землетрясение 8 баллов по шкале MSK-64. Однако для плавучих станций чрезвычайную опасность представляют не столько сами землетрясения, сколько их последствия – цунами, характерные именно для Дальнего Востока. Если ПАТЭС во время цунами будет выброшена на берег, то при работающих реакторах ядерная авария неизбежна.

Решение разместить ПАТЭС на базе атомных подводных лодок в Вилючинске с экономической точки зрения до конца непонятно. Ведь ни Камчатка, ни тем более Вилючинск не нуждаются в дополнительных 70 мегаваттах энергии. Единственным объяснением этого странного решения может быть то, что в военном гарнизоне никто не будет протестовать против дислокации ПАТЭС в акватории военной базы.

Зачем ПАТЭС Санкт-Петербургу?

Росатом представляет проект по строительству ПАТЭС как инновационный, однако технологии, которые используются в реакторной установке и в другом оборудовании станции, на самом деле являются достаточно устаревшими, а техническая надежность используемого оборудования не очень высокая.

На сегодняшний день открытым остается и вопрос о том, где будут выполняться потенциально ядерно-опасные работы (ПЯОР), связанные со строительством и вводом в эксплуатацию ПАТЭС. Они включают доставку ядерного топлива на плавучий блок, загрузку ядерного топлива в реактор, физический и энергетический пуски реакторов. Проблема в том, что в начале 1990-х годов распоряжением мэра Санкт-Петербурга было запрещено выполнять ПЯОР в черте Петербурга, и с тех пор ни Адмиралтейские верфи, ни Балтийский завод эти работы не выполняли.

Рентабельность со знаком минус

Плавучие станции, которые начали активно разрабатываться в России в 1990-е годы, предполагается делать максимально унифицированными, и, таким образом, продвигать их на мировом рынке. Считается, что из-за меньшего масштаба проекта заказчик имеет лучший контроль над издержками. На практике же стоимость первого из реализованных проектов выросла с задекларированных Минатомом в 2001 году 150 млн долларов до объявленных в 2010 году С. В. Кириенко 16,5 млрд рублей (550 млн долл.), т. е. более чем в 3,5 раза.

Из них 14,1 млрд стоит сам блок и 2 млрд – береговые и гидротехнические сооружения. Проект развития малой ядерной энергетики получил статус общественно значимого, финансируется в рамках федеральной целевой программы и, соответственно, имеет крайне низкие требования к экономическим показателям. Например, заложена требуемая ставка дисконтирования в 4,5% годовых. Она крайне низка, и простые расчеты показывают, что применение ставки, хоть немного приближенной к коммерческим (например, 6%), делает проект нерентабельным.

Впрочем, глава Росатома откровенно заявляет, что у этого проекта экономическая перспектива возможна только в одном случае: если будут заказы на большую серию ПАТЭС. Кто будет потенциальными покупателями и инвесторами этих недешевых источников энергии, пока неясно.

Специфической проблемой плавучей АЭС является и то, что каждые 10 (12 лет по проекту) она должна вставать на профилактический ремонт в сухой док. С этим связаны значительные прямые – аренда дока, буксировка и сами работы, а также косвенные издержки. С их учетом ПАТЭС превращается в один из наиболее дорогих источников электроэнергии.

Возможность для террористов

Наконец, широкое распространение плавучих атомных станций в мире открывает возможности для террористов и охотников за ядерными материалами и технологиями, на что не сможет не среагировать мировое сообщество.

Предлагаем читателям самим ответить на вопрос, вынесенный в заголовок: нужны ли России плавучие атомные теплоэлектростанции?