News

Борис Вишневский: неутешительные итоги 2010 года – Байкальский ЦБК, лесные пожары и Химкинский лес

Опубликовано: 29/12/2010

Автор: Борис Вишневский

Запущен Байкальский ЦБК. Лесные пожары привели не только к человеческим жертвам, но и к огромному ущербу для окружающей среды. Наконец, возобновилось уже, казалось бы, остановленное строительство скоростной трассы через Химкинский лес. Таковы неутешительные экологические итоги 2010 года.

Байкальский ЦБК

Год начался с постановления правительства России от 13 января № 1 «О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

В этом постановлении из перечня видов, запрещенных в данной зоне, исключалось «Производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды» без каких-либо ограничений по срокам, объемам или концентрациям веществ. То есть – давался «зеленый свет» производству целлюлозы, бумаги и картона на БЦБК, контрольный пакет акций которого принадлежит структурам небезызвестного Олега Дерипаски. Также постановление снимало запреты на хранение и сжигание отходов всех классов опасности в районе Байкала. И, по сути, разрешало вновь превратить уникальное озеро в сточную канаву.

Как известно, осенью 2008 года комбинат был вынужден по требованию Росприроднадзора перейти на систему замкнутого водооборота, при котором запрещается сбрасывать в Байкал промышленные стоки и использовать хлор при отбеливании целлюлозы. Одновременно с этим комбинату запретили использовать хлор для отбеливания целлюлозы. Указанное постановление открыло дорогу к возобновлению работы комбината в разомкнутом режиме.

По стране прокатилась волна протестов – митинги в защиту Байкала прошли в Петербурге, в Москве, в Иркутске, в Улан-Удэ и в других городах. В Петербурге на митинге 27 марта, организованном движеним «Зеленая волна», «Беллоной», центром ЭКОМ, ДГИ и «Гринпис», были собраны около 750 подписей против постановления правительства. Там же проходил сбор туалетной бумаги для премьер-министра Владимира Путина – в знак протеста против запуска ЦБК. В резолюции митинга его участники призвали отменить правительственное постановление, запретить загрязнение Байкала, и прекратить преследования экологических организаций, которые борются за чистоту озера. «Это наше озеро!», – не раз скандировали участники митинга.

Однако все протесты общественности были проигнорированы властями, а попытка оспорить постановление правительства в Верховном суде закончилась неудачей – и уже в мае комбинат произвел пробную партию вискозной беленой целлюлозы в рамках разомкнутого водооборота. А в начале июля возобновил работу, начав в промышленных объемах производить беленую сульфатную целлюлозу.

Правда, в июле правительство России заявило, что проблема загрязнения сбросами БЦБК будет решена в течении 30 месяцев – что подразумевает либо закрытие комбината с перепрофилированием на альтернативное безопасное производство, либо внедрение системы замкнутого водооборота. Но на самом деле, это означает, что на протяжении двух с половиной лет, российские власти могут безнаказанно загрязнять Байкал (при том, что БЦБК можно вернуть на замкнутый водооборот не за 30 месяцев, а куда быстрее). За это время в Байкал будет сброшено не менее 112,5 млн. кубометров промышленных стоков – при том, что каждый день работы ЦБК грозит экологической катастрофой…

 

Лесные пожары

Второе экологическое бедствие, которое обрушилось на страну в этом году – лесные пожары. По оценкам Института космических исследований РАН и Института леса имени Сукачева Сибирского отделения РАН, огонь охватил почти 6 млн. гектаров, а по данным Всемирного центра мониторинга пожаров (Global Fire Monitoring Center), площадь, пройденная пожарами, составила не менее 10-12 миллионов гектаров. Пожары затронули не менее 60 федеральных заповедников и национальных парков, в которых погибли реликтовые леса, другие эталонные экосистемы, нанесен урон популяциям редких видов растений и животных. Погибли более 50 человек. Уничтожено более 1200 домов, полностью или частично уничтожено огнем 127 населенных пунктов. Экономический ущерб исчисляется примерно в 6,5 миллиардов рублей.

Понятно, что объективной причиной случившегося стал беспрецедентно длительный сухой и жаркий период лета 2010 года. Но эта причина – далеко не единственная. Вторая причина – масштабное осушение болот, а третья и главная – развал системы лесного хозяйства.

Эксперты общественной комиссии по расследованию причин и последствий природных пожаров в России в 2010 году (в нее вошли представители ЭПЦ «Беллона», петербургского НИИ лесного хозяйства, «Гринпис России», Центра охраны дикой природы, фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко» и других организаций) констатировали, что после принятия в 2006 году нового Лесного кодекса лес перестал быть экосистемой – неразрывным экологическим единством лесной растительности, животного мира и почвы, и стал только древесиной – движимым имуществом. Кроме этого, Лесной кодекс фактически упразднил государственную лесную охрану – систему лесников, постоянно находящихся в лесу, способных выявлять начинающиеся пожары и быстро приступать к их тушению.

Что касается экологических последствий пожаров, то они будут ощущаться еще длительное время: пожары, особенно длительные, значительно изменяют состав воздушной среды, и наносят существенный вред здоровью людей, а именно – вред для органов дыхания и для системы кровообращения.

 

Химкинский лес

Наконец, третья история, получившая большую огласку – борьба за спасение Химкинского леса от прохождения через него скоростной трассы Москва-Петербург.

После решения президента Дмитрия Медведева о приостановке строительства, казалось, что оставшуюся после вырубки часть леса удастся спасти. Однако, время показало, что это была лишь операция отвлечения. Были организованы «слушания» 2 сентября, где специально подобранная общественность одобрила «лесной» вариант прокладки трассы и отвергла все альтернативы, 16 сентября состоялись слушания в Общественной палате, затем Владимир Путин сказал на Сочинском экономическом форуме, что готов продолжать дискуссию о маршруте строительства трассы из Москвы в Санкт-Петербург, пролегающую согласно проекту через Химкинский лес…

А потом в декабре правительственная комиссия приняла решение проложить трассу через Химкинский лес, а президент Дмитрий Медведев, на вмешательство которого до последнего рассчитывали защитники Химкинского леса, попросту «умыл руки» и заявил, что «проект вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно». В интервью руководителям федеральных телеканалов 24 декабря Медведев заявил, что «решение, которое было принято, является вполне сбалансированным», и «в ситуации с Химкинским лесом нет ничего фатального», поскольку «в результате дискуссии вокруг Химкинского леса мы и общественность послушали, но в то же время не погубили проект».

Говорить о том, что в этой истории «послушали общественность», между тем, не стоит – тот факт, что будут увеличены компенсационные выплаты, не имеет большого значения. Стоит отметить, что по заключению независимых экспертов, существует не менее 10 альтернативных вариантов решения транспортной проблемы, причем никто их всерьез даже не прорабатывал, а строительство трассы Москва – Санкт-Петербург по центру химкинской дубравы ни в коей мере не решит транспортную проблему, а его цель – исключительно захват лесных территорий. При этом уничтожение Химкинского леса отразится на экологическом благополучие не менее чем одного миллиона человек.

Кстати, совладельцем Северо-Западной концессионной компании (СЗКК), строящей первый участок автотрассы Москва–Санкт-Петербург, стал один из «друзей Путина» – бизнесмен Аркадий Ротенберг.