News

Химкинские леса Подмосковья

химкинский лес
фото: ecmo.ru

Опубликовано: 22/12/2010

Автор: Борис Вишневский

20 декабря в Москве на конференции «Химкинские леса Подмосковья» был представлен экспертный доклад, оценивающий возможные варианты прокладки трассы Москва — Санкт-Петербург, их стоимость, экологические и социальные последствия.

Два главных вывода, которые сделали авторы доклада:

– существует не менее 10 альтернативных вариантов решения транспортной проблемы, причем никто их всерьез даже не прорабатывал;

    – строительство трассы Москва – Санкт-Петербург по центру химкинской дубравы ни в коей мере не решит транспортную проблему, а его цель – исключительно захват лесных территорий.

Комиссия, которую возглавляла заслуженный эколог России, депутат Госдумы 1 и 2 созывов Тамара Злотникова, пришла к выводу о том, что прокладка трассы по лесным территориям приведет к вовлечению этих земель в градостроительную активность (иначе говоря, выбранный вариант трассы практически не оставляет шансов на сохранение Химкинского леса), а транспортная проблема вообще не будет решена.

Суть дела в том, что доля локального трафика на выбранном направлении составляет более 2/3 транспортного потока. На скоростной магистрали потребуется построить много развязок и съездов, что напрямую скажется на скорости движения, а это противоречит тому, что декларируется сторонниками проекта. По мнению экспертов, скоростное шоссе вообще не может решить проблемы локального трафика, поскольку не может содержать необходимых примыканий.

Далее, комиссия полагает, что отсутствие удобного въезда в Москву делает новую дорогу практически бесполезной для обслуживания локального трафика, а строительство скоростного шоссе в жилых и рекреационных зонах приведет к неоправданному увеличению уровня шума и загрязнения по сравнению с обычным шоссе. Поскольку, по мнению экспертов, шоссе будет де-факто использоваться как обычное шоссе для пропуска локального трафика, это потребует строительства дополнительных въездов и выездов на лесной территории – с крайне негативными экологическими последствиями.

Эксперты считают, что для быстрого улучшения транспортной ситуации требуется модернизация действующих путей сообщения на базе существующего шоссе М10 и Куркинского шоссе. Никакой необходимости в срочном строительстве скоростного шоссе, упирающегося в «тупиковую» Бусиновскую развязку с МКАД, полагает комиссия, на самом деле нет, а идея строительства платной автомагистрали с плановой скоростью 150 км/ч и шириной 10 полос на рассматриваемом участке является неактуальной, поскольку такая магистраль принципиально не приспособлена для пропуска локального трафика.

Что предлагает комиссия:

  • – оптимизацию движения по существующим дорогам, включая реконструкцию «узких мест».
  • – организацию эффективного общественного электротранспорта за МКАД
  • строительство или расширение дорог, оптимизированных под пропуск локального трафика – с приближением к районам обслуживания, наличием достаточного количества въездов и выездов, умеренным скоростным режимом, оптимизированным по условиям экологичности и безопасности. Для этих целей может быть использован коридор существующего Ленинградского шоссе, включая полосу отчуждения под ЛЭП в нескольких сотнях метрах к югу от него.
  • – строительство отдельной дороги для пропуска транзитного трафика, которое возможно в обход города Химки. Оно имеет смысл только в комплексе с мероприятиями по пропуску локального трафика. Ширина такой дороги должна быть снижена в соответствии с реальной интенсивностью транзитного трафика (4-6 полос), что позволит обеспечить дальнейшее снижение ущерба природе и частной собственности.

По мнению экспертов, начиная с 1992 года, Подмосковье потеряло более 100 гектаров лесов – все они незаконно захвачены и застроены, и теперь к многочисленным коттеджным поселкам надо проводить локальные дороги. Однако правительство, закрывая глаза на эту проблему, ориентируется на дорогостоящие проекты типа трассы Москва — Санкт-Петербург или ЦКАД.

Эксперты считают, что уничтожение Химкинского леса отразится на экологическом благополучие не менее миллиона человек. Лес очищает воздух в окружности в девять раз большей, чем площадь самого леса, а особую ценность имеет дубрава, вырабатывающая кислород и фильтрующая пыль в полтора-два раза эффективней, чем другие породы. Указанный экологический ущерб не может быть снижен какими-либо компенсационными мероприятиями, отмечается в заключении комиссии.

По мнению Тамары Злотниковой, власть «ведет настоящую войну с собственным населением», а строительство дороги через Химкинский лес является результатом сознательных действий властей «по деградации» экологического законодательства.

Итоговая резолюция конференции включила требования защитников природы из Жуковского, Красногорска, Одинцова, Балашихи, Опалихи, Солнечногорска. Резолюция вместе с результатами указанной независимой экспертизы проекта строительства трассы Москва — Санкт-Петербург будет направлена президенту и председателю правительства.

Экологи заявили, что намерены создать на базе коалиции «За леса Подмосковья» коалицию за спасение лесов России, которая должна стать общероссийской экологической организацией, а также обратиться в Конституционный суд с вопросом о конституционности ряда принимаемых изменений в земельное и лесное законодательство (на предмет нарушения статьи 42 – о праве граждан на благоприятную окружающую среду).

В Музее и общественном центре им. А.Д. Сахарова открылась выставка, посвященная борьбе за Химкинский лес, которая продлится до 11 февраля.