News

Экологическая и социальная ответственность российских компаний: позитивный опыт

Опубликовано: 09/12/2010

Автор: Ангелина Давыдова

В представительстве Программы развития ООН (United Nations Development Programme – UNDP) в Москве прошла презентация книги «Environmental Finance and Socially Responsible Business in Russia» – первого издания на английском языке, посвященного практическим аспектам экологической и социальной ответственности бизнеса в России. По словам редакторов книги, основной целью публикации стала демонстрация положительного опыта в области устойчивого развития, а также стимулирование дальнейших бизнес-практик в области экологической и социальной ответственности.

Редакторы книги – Вайб Даума и Фиона Маклоу-Шереметефф, представляющие TMC Asser Institute из Гааги, занимались социальными и экологическими вопросами в российской бизнес-среде уже несколько лет. «Как правило, когда речь заходит об экологических или социальных практиках компаний в России, преобладают негативные примеры. Мы же хотели показать скорее позитивный опыт», – сказала на презентации Фиона Маклоу-Шереметефф.

По ее словам, в подготовке исследований принимали участие как российские, так и зарубежные эксперты, представляющие международные организации, НКО, исследовательские и научные центры. Экспертами, в том числе, выступили и сотрудники «Беллоны» – Нина Лесихина из «Беллона-Мурманск» и Мишель Грёнбек из норвежского офиса BELLONA. Они проанализировали возможности для развития возобновляемой энергетики на Кольском полуострове. Кроме того, свое видение ситуации с природоохранным законодательством, «зелеными» инвестициями и бизнес-практиками, а также образованием в области устойчивого развития предложили специалисты WWF Россия, Российского регионального экологического центра и Российского Химико-Технологического Университета им. Д. И. Мендеелева.

Список тем, проанализированных экспертами издания, носит самый широкий характер – от обзора законодательства и государственной политики в РФ в области охраны окружающей среды, до конкретных программ в области снижения загрязнения, климатической политики и Киотских проектов. Ряд статей посвящен и практикам корпоративной социальной ответственности бизнеса и корпоративной этике в целом в России, в том числе, влиянию глобального экономического кризиса и его последствий на политику компаний.

Одной из основных проблем в области экологической и социальной ответственности бизнеса, обсужденной экспертами на презентации, является «неукорененность» этих понятий в топ-менеджменте большинства российских компаний. По сути дела, участие в подобных программах, носит, как правило, скорее имиджевый, чем идеологический характер, либо является желанием угодить государству, выставляющему очень прямые требования к бизнесу по участию в благотворительных, социальных и экологических проектах.

Так, по словам Алексея Костина, исполнительного директора НКО «Корпоративная социальная ответственность – русский центр», для дальнейшего успешного развития этой темы в России необходим более сбалансированный подход, принимающий во внимание как интересы компаний, так и других участников процесса – государства, общества, НКО: «Очень важно, чтобы бизнес понял, что социальная и экологическая ответственность – это, прежде всего, выгодно».

Александр Бим, директор проекта по устойчивому развитию Программы Развития ООН в России отметил, что, зачастую, между отчетами компаний и их реальной деятельностью в области социальной и экологической ответственности существует огромный разрыв: «Мы увидели это, в том числе, на примере воздействия экономического кризиса на подобные проекты, когда большая часть компаний, сократили, прежде всего, финансирование социальной и экологической деятельности, а также социальные пакеты и выплаты самим сотрудникам. Все это подорвало доверие большей части населения к подобным программам в целом».

Еще одной проблемой социальных и экологических программ российского бизнеса эксперты считают отсутствие стандартов и индикаторов. Так, как большая часть отчетов о корпоративной социальной и экологической ответственности готовится исходя из принципа добровольности, их довольно тяжело сравнивать и анализировать.

«Даже самого определения корпоративной социальной или экологической ответственности, официально поддерживаемого и проводимого на уровне государственной политики и принятого в обществе, по сути дела не существует. Точно также весьма малоизвестны технологии, ноу-хау и лучшие практики в обеих областях на федеральном, региональном и местном уровне», – считает Алексей Костин. По мнению эксперта, именно сейчас, в условиях снижения международного финансирования подобных программ и по-прежнему слабого вовлечения российских НКО в практики корпоративной социальной и экологической ответственности, крайне важно, чтобы оба эти направления стали неотъемлемой составной частью курса на модернизацию и инновационного развития в России.

Книгу можно заказать на сайте www.springer.com/law/international/book/978-90-6704-330-4

Также в ближайшее время переводы некоторых глав книги на русский язык, доступные к бесплатному скачиванию, появятся на сайте www.environmentalfinance.com