News

Закон о РАО: хотели, как лучше, а получается, как всегда

(Foto: Thomas Nilsen/Bellona)

Опубликовано: 25/11/2010

Автор: Андрей Золотков

КОММЕНТАРИЙ: Закон о радиоактивных отходах ляжет бременем на российских налогоплательщиках и разрешит ввоз иностранных радиоактивных отходов в Россию. Рассмотрение закона во втором чтении пока перенесено.

На заседании Совета Государственной Думы РФ 15 ноября 2010 года принято решение о переносе рассмотрения во 2-ом чтении проекта закона «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на более поздний срок.

Проект закона «Об обращении с радиоактивными отходами» был принят в 1-ом чтении 20 января 2010 года, но после этого в средства массовой информации вылился шквал критики отдельных положений законопроекта. Неожиданно случилось настоящее публичное обсуждение, в котором самое активное участие приняли общественные организации экологического направления. График принятия «судьбоносного» закона был нарушен. Была организована комиссия, где приняли участие даже представители неправительственных экологических организаций.

Обсуждение закона отложено

Осенью появилась информация о том, что 2-ое чтение законопроекта намечено на 17 ноября. На сайте Государственной Думы в самый последний момент появились и текст, и таблицы поправок. Примечательно, что таблица принятых поправок занимает 99 листов, а отклоненных — 82 листа. Видно, что над текстом закона работали очень плотно. 

Кто же принял участие в попытках изменить текст закона? Законодательное собрание Челябинской области, Московская и Костромская областные Думы, депутаты от фракций «Единая Россия», «Справедливая Россия» и КПРФ, члены Совета Федерации. Расклад поправок «принято-отклонено» оказался в пользу «Единой России», что удивления не вызывает.

Вы не найдете следов активного участия (кроме вышеупомянутых) в обсуждение этого проекта представителей тех регионов, где базируются многочисленные предприятия «Росатома». В Мурманской областной Думе, например, не посчитали нужным даже обсуждать подготовленные в профильном комитете поправки.

Но обсуждение законопроекта 17 ноября не состоялось. Предполагать, что это связано с возмущением, которое организовали в очередной раз общественные организации, затруднительно.

Закон ляжет тяжелым бременем на налогоплательщиков

Без сомнения, закон будет принят, но несколько позже. Правда, нельзя быть уверенным, что он не претерпит новых изменений. Но можно быть уверенным в одном: нам, в обосновании принятия закона, будут говорить что-то типа этого: «Было очень много поправок ко второму чтению, большинство из тех предложений, которые были выдвинуты общественными экологическими организациями, научным сообществом, были приняты» (РИА Новости, заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы Константин Зайцев, http://www.ecoindustry.ru/news/view/26311.html).

Есть вероятность и самого интересного вывода из этой ситуации — «зеленые» задерживают принятие очень важного документа, и это отразится на расходах государственного и других бюджетов. А почему? Да, очень просто — закон делит все отходы на две категории: «до и после» принятия закона (?!). Отходы, которые «до» — за это будут платить государственный, региональный и муниципальный бюджеты, то есть каждый из нас, кто является честным налогоплательщиком. А отходы «после» — это уже финансовая ответственность производителя отходов, для этих целей будет формироваться специальный фонд.

В «Росатоме» предстоит большая инвентаризация, и, скорее всего, она уже идет. Понятно, когда предприятие во времена «холодной» войны работало на оборонный комплекс — это наше вынужденное наследие.  Но, причем здесь, например, АЭС — они работали на народное хозяйство и энергетику, зарабатывали прибыль, а теперь надо снова помочь им «подзаработать» на накопленных отходах?

Интересно, как «Росатом» самостоятельно за несколькими рядами колючей проволоки, которые охраняют его предприятия, будет считать свои же отходы на этот пресловутый день «Х» — с запасом на несколько лет вперед или по-честному? До каждого Беккереля (Кюри), килограмма и кубометра!? Уже сегодня вес имеющихся в России радиоактивных отходов, по некоторым оценкам,  превышает 500 миллионов тонн. 

Но после «подведения результатов» в инвентаризации отходов, в какой мере можно будет доверять полученным цифрам? Данные «Росатома» о накопленной радиоактивности станут для всех, по меньшей мере, «миражом» — ни потрогать, ни проверить, ни взвесить, ни посмотреть! Зато рубли на утилизацию отходов из бюджетов разных уровней пойдут вполне реальные…

Интересно, каким образом убедили Минфин и господина Кудрина согласиться с таким разделением отходов при появлении дополнительных (и не малых!) расходов из средств государственного бюджета? Какие аргументы победили? Можно только стоить догадки.

Трудно представить цифру, в которую обернется «подготовка к захоронению, захоронение, транспортировка, долговременное хранение и т.п» по всей атомной отрасли. Не хочется даже напоминать читателю о том, что творится в России с «эффективностью» расходования бюджетных средств даже в тех сферах, где казалось бы всё открыто и нет государственной тайны. А что будет с миллиардами при наличии у «Росатома» тех условий (полная закрытость и финансовая непрозрачность), в которых сегодня работают его предприятия? Кто анализировал проект этого закона на коррупционную составляющую?

Новая редакция закона разрешает ввоз на территорию Россия радиоактивных отходов

Есть еще одно странное нововведение в законе — «Особенности ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации радиоактивных отходов». Авторы этой статьи — депутаты от «Единой России», они представляют Архангельскую, Астраханскую, Иркутскую, Кемеровскую и Ростовскую области, Ямало-Ненецкий округ. Этим депутатам, наверное, уже можно вручать ведомственные знаки отличия «Росатома» за такую изобретательность: «ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов в целях их хранения и захоронения запрещен, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей».

Даже в первой редакции закона «Росатом» постеснялся (как предположение?!)  записать такую новаторскую идею. Но нашлись верные помощники.

В Мурманской области, в СМИ отмечено много выступлений в поддержку закона: «очень нужный, значимость его трудно переоценить, принимать его надо было вчера, учтен международный опыт, а эти общественные организации — им это нужно  больше для «шумихи» и поднятия своей значимости перед грантодателями, только используют эту тему для своего пиара».

Вот такая простая техника для населения: закон хороший, на него молиться надо и прочее, но, главное, не говорить ни слова о спорных моментах, которые являются причиной критики со стороны общественных организаций. Создается впечатление, что защитники проекта закона по-прежнему живут в прошлом веке, во времена Советского Союза.

Росатом разрешает ввоз, а ЕС запрещает вывоз

Последнее новостное сообщение — «Основные рекомендации Еврокомиссии по РАО и ОЯТ». Еврокомиссия предлагает принять для государств Евросоюза набор обязательных основных принципов хранения радиоактивных отходов. Если рекомендации комиссии будут одобрены, то эти принципы вступят в силу (через несколько лет) в качестве минимальных стандартов для обращения с РАО и ОЯТ во всех 27 странах-членах ЕС. Есть там такой пункт — «Отдельные страны могут объединять свои усилия и создавать совместные хранилища РАО и ОЯТ внутри Евросоюза. Однако вывоз ядерных отходов за пределы ЕС будет запрещён».

Очень своевременное предложение: каждый отвечает за результаты своей деятельности, у стран Евросоюза не будет возможности решить ядерные проблемы дешевле, отправив отходы за границу.

И только «Росатом» двигается в противоположном направлении: сначала открыли государственные границы для отработавшего ядерного топлива, теперь — для радиоактивных отходов…