News

Химкинский эффект – в Петербурге

Опубликовано: 24/11/2010

Автор: Борис Вишневский

В 2011 году городской бюджет Санкт-Петербурга выделит 4 миллиарда рублей в уставный капитал ОАО «Западный скоростной диаметр» – на реализацию этого проекта. В том, что такого рода трасса в принципе нужна, ничто не сомневается. Весь вопрос – как всегда, – в том, как именно ее проводить.

Нынешний вариант проведения – мимо Юнтоловского заказника и западной части Васильевского острова, – по мнению ученых (экологов, биологов и акустиков), не первый год бьющих тревогу, крайне опасен с точки зрения последствий для окружающей среды. О чем 18 ноября в Институте региональной прессы ученые, – президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков Андрей Ахматов, и доценты кафедры физической географии и ландшафтного планирования Санкт-Петербургского государственного университета Григорий Исаченко и Андрей Резников, – говорили в очередной раз на пресс-конференции «Химкинские леса Северной столицы».

Андрей Ахматов еще в 2008 году предупреждал, что предельно допустимый уровень шума на целом ряде жилых территорий, прилегающих к ЗСД, не будет соблюдаться ни днем, ни ночью. Между тем, акустическое воздействие — одно из самых опасных для здоровья, поскольку провоцирует психические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы и других органов. При строительстве ЗСД в зону сверхнормативных акустических воздействий попадают поселок Белоостров и дачно-строительный кооператив «Дюны». При этом, по мнению Ахматова, при расчетах, сделанных официальными экспертами, использовались заниженные исходные данные по количеству автотранспорта и скорости его движения. Не учитывался климатический фактор — большую часть года машины ездят по мокрому асфальту, а это вызывает больше шума, чем движение по сухому покрытию. Не изучался и вопрос о шумовой защите верхних этажей прилегающих к трассе строений. По словам Андрея Ахматова, их не смогут заслонить никакие экраны. Впрочем, добавляет он, при реализации предложенной схемы их размещения они не смогут защитить от шума даже малоэтажную застройку.

Как известно, предельно допустимый уровень звука прописан в СНиПах, которые имеют силу закона и должны неукоснительно соблюдаться. Но в самого начала, заявил Ахматов на нынешней пресс-конференции, проект был плохо продуман с этой точки зрения – при проектировании транспортных потоков разработчики допустили ряд принципиальных нарушений и ошибок.

В результате шумовое воздействие на жилые кварталы будет высоким. Угроза нависает над жителями Богатырского проспекта и Морской набережной Васильевского острова. Причина – в том, что защитные акустические экраны в проекте расставлены слишком далеко от трассы.

Ахматов предложил перенести акустические экраны – расположить их как можно ближе к самой трассе, и тем самым увеличить их эффективность, чтобы шумовой «поток» не мог обогнуть экран, и направиться к жилым домам (это было принято). Другое предложение – усиление конструкции экранов, увеличение их высоты, учет геометрических особенностей трассы ЗСД. Правда, полагает он, даже если все эти предложения учтут, они не гарантируют полное соблюдение всех санитарных норм. Хотя стоит отметить, что проект получил положительное заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей…

Еще одна особенность проекта, по мнению ученых – в том, что северный участок ЗСД (от Богатырского проспекта до Белоострова) пересекает сразу три заказника – Юнтоловский, Левашовский и Сестрорецкий. И на кажлом участке это грозит большими проблемами для окружающей среды.

Хуже всего – ситуация с Юнтоловским заказником. Во-первых, ЗСД перекроет жителям прилегающих кварталов доступ к зоне отдыха. Во-вторых, выхлопные газы и шум от скоростной трассы губительно скажутся на биосфере заказника. В-третьих, строительство трассы приведет к загрязнению территории, и загрязнению стоков в сторону Лахтинского залива.

Что касается Левашовского леса, то трасса ЗСД «разрежет» его практически пополам – примерно, как с Химкинским лесом. И практически уничтожит самый крупный в городе лесной массив, – по мнению Исаченко, заявляющего, что там не останется животных. А сейчас в Левашовском лесу встречаются лоси, кабаны и даже медведи.

Наконец, Сестрорецк: трасса пройдет по краю заказника, но, как отмечается в докладе Исаченко и Резникова, сток загрязненных вод в реку Черную и по торфяной залежи с последующим загрязнением озера Сестрорецкий разлив ухудшит условия существования растений и животных, в том числе редких и охраняемых.

Как уже сказано, это не первое выступление ученых. Вот только власти города, стремясь во что бы то ни стало провести ЗСД по первоначально выбранной трассе (с таким же упорством, как в столице стремятся провести трассу Москва-Петербург через Химкинский лес) к ним, мягко говоря, не прислушиваются.