News

За Байкал!

Опубликовано: 25/10/2010

Автор: Дмитрий Верхотуров

В начале нынешнего года рейтинг упоминаний известной иркутской экологической организации «Байкальская экологическая волна» в российских СМИ побил все рекорды. Ее члены открыто выступили против постановления Правительства РФ от 13.01.2010 № 1 «О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», давшего добро на возобновление работы Байкальского ЦБК, и загрязнение промышленными стоками озера Байкал. Статус оппонента правительству ничуть не смутил сопредседателя БЭВ Марину Рихванову и ее коллег. Байкал – уникальное пресноводное озеро, мировое достояние, которое надо защищать даже от постановлений правительства, если таковые разрушают экосистемы озера.

НАЧАЛО

– Наша организация началась с экологического клуба на базе Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН, – рассказывает сопредседатель общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова. – Но все-таки прежде было изучение английского языка с преподавателем Дженни Саттон, которая и предложила заняться экологий. Это был 1990 год.

Новая экологическая организация озаботилось судьбой озера Байкал в связи с работой Байкальского ЦБК. В самое крупное в мире пресноводное озеро, с уникальной биотой, большой долей эндемических видов, сливало неочищенные стоки предприятие с морально и физически устаревшими технологиями. Свою «ложку дегтя» добавляли и другие предприятия, а также очистные сооружения города Байкальска.

– Нас в первую очередь интересовало сохранение озера Байкал, – продолжает Марина. – Мы стремились сотрудничать со всеми возможными партнерами – нам не хватало информации, опыта, но зато было большое желание употребить свои силы во благо Байкала. Поэтому в 1996 году мы охотно вошли в международную комиссию, готовившую документы на подтверждение статуса озера как объекта Всемирного наследия. Помогали переводить материалы, обеспечили экспертов комиссии своим переводчиком. Нам пришлось осваивать много новых знаний, навыков, и постепенно мы стали профессиональными экологами.

ПЕРВАЯ ПОБЕДА

С самого начала для членов организации не было секретом, что экологические проблемы, особенно касающиеся бескрайнего озера-моря, требуют усилий всех секторов общества.

– Мы старались соединить всех людей, от которых зависит принятие реше-ний, – подчеркивает Марина Рихванова.

Эта стратегия оказалась эффективной и стала основой успеха кампании против строительства нефтепровода «Восточная Сибирь–Тихий океан» (ВСТО) вдоль Байкала.

– Мы были хорошо подготовлены – имели на руках результаты общественных экологических экспертиз, – рассказывает лидер БЭВ, – нам удалось собрать большую команду высококлассных экспертов. Так случилось, что компания «Транснефть» – заказчик ВСТО – умудрилась поссориться с региональными властями, которые перешли на нашу сторону. А еще мы проинформировали международное сообщество, причем как раз перед визитом канцлера Германии Ангелы Меркель в Томск.

В апреле 2006 года в защиту Байкала поднялась вся российская общественность. В десятках городов прошли пикеты, митинги. Самый крупный состоялся в Москве. Большой вклад внесли ученые, которые доказали, что байкальский участок ВСТО пройдет по зоне высокой сейсмичности, и разрыв трубы будет, по сути, предопределен. Под этим давлением 26 апреля 2006 года президент России Владимир Путин вынужден был потребовать от компании «Транснефть» изменить маршрут нефтепровода.

И если для людей, не занимавшихся проблемой ВСТО, победа была быстрой и стремительной, то у БЭВ кампания за перенос трассы нефтепровода заняла пять лет. После того как маршрут ВСТО был отведен от Байкала на сотни километров севернее, состоялся суд, который своим решением отменил положительную государственную экологическую экспертизу этой трассы, против которой выступали защитники природы. Это была крупная победа.

ИГРА В МОЛЧАНКУ

С Байкальским ЦБК – сложнее.

– Комбинат – градообразующее предприятие, от которого зависит жизнь тысяч людей, – говорит Рихванова. – Если требовать его закрытия, тут же в сторону «зеленых» посыплются обвинения в том, что начнется социальный коллапс, пострадают люди, Иркутские экологи пытались доказать, что занятость населения – скорее, отговорки. Что при желании можно было бы попытаться перепрофилировать экономику города, в том числе и на развитие туризма. В конце концов, в России существует правитель-ственная программа помощи моногородам. Но доводы защитников Байкала мало кого интересовали.

Более того последние годы обозначились новые тенденции.

– Еще не было такого, чтобы администрация предприятий, органы государственной власти не отвечали на письма и запросы общественности, – делится Марина Рихванова. – С игрой в молчанку мы столкнулись в последние годы, когда хозяином комбината стал известный российский олигарх. Демонстративное пренебрежение законода-тельством РФ – позиция, которая говорит о многом. С такими принципами можно далеко уйти, загубив в итоге всю природу.

Ни для кого не секрет, что руководство комбината наплевательски относится и к представителям общественности, и к местным жителям, и озеру. Оно не желает вкладывать деньги в модернизацию предприятия. БЦБК сильно изношен, многие конструкции его держатся на «честном слове», случалось, что в производственных цехах из-за ветхости валились плиты с потолка…

НА КРУГИ СВОЯ

Повторный пуск Байкальского ЦБК не стал для защитников Байкала неожиданностью.

– После закрытия комбината в 2008 году я не была полностью уверена, что предприятие больше не запустят,– продолжает Рихванова. – Решений о его остановке и перепрофилировании было множество. Но всякий раз все возвращалось на круги своя.

Как и в случае с ВСТО, против запуска БЦБК высказались крупнейшие общественные организации России, объединившиеся в коалицию «За Байкал!». 30 июня 2010 года ее представители передали в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже обращение в защиту Байкала, которое подписали 125 тысяч человек из 52 стран мира. В обращении, адресованном генеральному директору ЮНЕСКО Ирине Боковой, выражается обеспокоенность враждебным природе решением российского правительства. Вместе с письмом был передан пакет документов, доказывающих, что решение по БЦБК не имеет должного обоснования. Это ли не пример того самого единения перед общей проблемой всего экологического сообщества!

Однако пока БЦБК никто не думает останавливать – верх берут интересы олигархического бизнеса, покрываемого российским чиновным истеблишментом. Но благодаря борьбе за Байкал, по крайней мере, выявлены ключевые персоны, их истинные лица, а также методы их работы, что тоже является результатом.

И все-таки экологи из Иркутска не теряют надежды. В начале сентября представители коалиции «За Байкал!» передали правительству РФ экспертную оценку проекта концепции федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории», указав на ряд существенных недоработок. Вода камень точит…

статья опубликована в №5(39) журнала «Экология и право»